Содержание потрясающих часов, методы и формы взаимодействия воспитанников с классным руководителем зависит не только от возраста учащихся, но и их позиции. Если на первых классных часах организатором является классный руководитель и информация исходит в основном от него, то на следующих классных часах в их проведения могут включаться и школьники. Привлекая учащихся к ведению разговора о жизни, классный руководитель учит их анализируемой жизненных явлений. [15,13-15]
Создание ученического коллектива. Создание ученического коллектива, как и воспитание вообще, надо начинать со знакомства с учениками (их возрастными и индивидуальными особенностями). Классному руководителю необходимо пересмотреть личные дела учащихся, пообщаться с учителями, проанализировать успеваемость школьников за прошлый год и составить общее представление, учитывая факторы, влияющие на формирование подростков, а именно: стихийные силы социальной среды и целенаправленные со стороны специально созданных государственных и общественных институтов.
В зависимости от возраста ребенка одни факторы становятся более весомыми, другие — второстепенными, а третьи имеют постоянный фоновый влияние. Например, домашнюю среду имеет решающее значение в развитии ребенка в дошкольном возрасте. Будучи мощным фактором воспитания в младшем школьном возрасте, семья в психологическом восприятии ребенка со временем уступает место перед школой. Ведущей, как утверждают психологи, становится учебная деятельность, а крупнейшего авторитета при формировании ценных ориентаций приобретает мнение учителя. [11,66]
Документация классного руководителя. Классный руководитель должен уделять внимание работе с той школьной документацией, касающейся его класса. К этой документации относятся личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся, дневник классного руководителя.
Работа с классным журналом. Основным документом класса есть классный журнал. Классный руководитель начинает заполнять его в самом начале учебного года и ведет журнал в течение года. Все необходимые записи он делает самостоятельно, не привлекая к заполнению журнала учеников класса. [20, 238]
Классный руководитель должен:
Изучать журнал не реже одного раза неделю, наблюдая за успеваемостью своих воспитанников;
Всегда знать причины пропусков учащимися учебных дней и отдельных уроков;
Всегда быть в курсе переживаний и трудностей своих воспитанников;
Тесно сотрудничать с учителями-предметниками, объяснять и доказывать до их сведения все проблемы учащихся;
Четко и аккуратно делать записи в журнале;
Выполнять все требования учебной части.
Итоговые оценки за каждый семестр или год заносятся классным руководителем в сводную ведомость. Классный руководитель записывает в классном журнале имена и фамилии учеников в алфавитном порядке, заполняет раздел «Общие сведения об учащихся», отмечает количество уроков, пропущенных учеником, и подводит итоги о количестве дней и уроков, пропущенных каждым учеником за семестр и учебный год.
Классный руководитель отвечает за состояние журнала своего класса, следит за систематичностью ведения журнала учителями-предметниками, работающими в классе, анализирует успеваемость учащихся, объективность выставления итоговых и семестровых оценок.
Сведения о родителях — необходимое в работе каждого классного руководителя информация. Ежегодно она требует уточнений и коррекции, поэтому ее нельзя переносить из журнала в журнал, не уточняя изменений, произошедших в семьях учеников. Прежде чем заполнять раздел журнала «Сведения о родителях», уместно провести анкетирование учащихся и еще раз уточнить необходимую информацию.
Для того чтобы получить более точные сведения, классный руководитель может провести диагностику, что окажет неоценимую помощь родственные и ребенку в непредвиденных ситуациях. [17,428]
Наряду с обычными вопросами могут быть поставлены следующие вопросы:
Ф.И.О. ученика, его родителей.
Домашний адрес и номер телефона, номера служебных и мобильных телефнов родителей или лиц, их заменяющих.
Номера телефонов соседей или близких людей, семьи (на случай непредвиденных обстоятельств).
Имена и фамилии близких людей семьи, с которыми можно связаться в случае необходимости.
Точное место работы родителей.
Все эти сведения нужны классному руководителю для быстрого решения непредвиденных ситуаций, которые могут произойти в жизни учеников.
Если в жизни ребенка и в ее семье произошли какие-либо изменения, классный руководитель обязан немедленно зафиксировать их в своем журнале (изменился адрес, телефон, семейная ситуация). [13,77]
В конце каждой четверти заместитель директора по воспитательной работе контролирует записи классных руководителей и проводит анализ результатов контроля на совещаниях, пластинках или на заседаниях методических объединений.
С помощью классного журнала классный руководитель подводит итоги успеваемости классного коллектива за учебный неделю.
Классный руководитель должен еженедельно анализировать успеваемость учащихся и сообщать родителям об их учебные результаты.
Формы сообщения могут быть различными: приглашение для индивидуальной беседы, выставление оценок в дневник классным руководителем, выписки ним на отдельном листе оценок из журнала и вклеивания их в дневник ученика. [13,79]
Классный руководитель систематически анализирует учебную ситуацию в своем классе по предметам и обращает внимание учителей-предметников на:
Накопляемость оценок;
объективность выставления оценок;
индивидуальную работу с детьми, часто болеют;
индивидуальную работу с учащимися с высоким уровнем учебных достижений;
индивидуальную работу с проблемными учениками.
Особое внимание классный руководитель уделяет анализу пропусков занятий учащимися без уважительных причин. При этом он обращает внимание на следующие моменты:
периодичность пропусков занятий;
на уроках которых учителей ученик чаще всего отсутствует;
с кем из одноклассников ученик пропускает (контрольные работы, устный опрос и т.п.);
вместе с социальным педагогом или психологом анализирует причины пропусков уроков и разрабатывает способы воздействия на такого ученика. [12,44]
Классный руководитель в современной общеобразовательной школе
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.