Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Карл Маркс о социально-классовой структуре общества

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Конечно, и до Маркса многие мыслители выражали недовольство существующим порядком вещей, призывали к его преобразования. Но в их представлении эти преобразования должны были осуществляться теми, кто для этого интеллектуально и духовно созрел, а это всегда была элитная меньшинство общества. Маркс обратился не к «верхам», а в «низов» общества: трудящимся массам, до самого бедного класса — пролетариата. Пролетариат может и должен освободить себя от капиталистической эксплуатации. Однако «один» сделать это не может. Вместе с ним от частнособственнического общества должно освободиться и все трудовое человечество. Обоснование для таких выводов Маркс находил в социальной науке и философии. Но, следует еще раз подчеркнуть, что теория была лишь откликом на реальные острые противоречия в современном Марксово обществе, которые достигли уже открытой, насильственной формы выражения в европейской революции 1848 раз с этой революцией и связано возникновение марксизма (хотя первые, в том числе и великие труды Маркса и Энгельса были написаны еще в предреволюционные годы).
Следует отдать должное основателям марксизма. Все их теоретические конструкции характеризуются глубиной, теоретичностью, логичностью построения, ясностью и доступностью изложения. Например основная теоретическая работа Маркса «Капитал» вообще считалась образцом научного исследования. Все это сопряжено благородной гуманной целью, которую ставит перед собой создатель нового учения — сделать счастливым все человечество. Эта идея сделала марксизм очень популярным; в тесные сроки он распространился во многих странах, где находил все новых сторонников.
Экономическая теория Маркса есть хоть и относительно самостоятельной, но неотъемлемой составной часть более общего учения, цель которого — доказать неизбежность движения человеческого общества к социализму, под которым в самом общем смысле понимают «царство свободы». Этой мсти посвященные все составные части марксизма как целостной концепции, логически взаимосвязаны и вытекают одна из другой. Философское учение призвано было обосновать методологические основы мировоззренческой позиции авторов концепции, которые отстаивали идею закономерного характера поэтапного развития исторического процесса. Доведением справедливости этой гипотезы должна была служить экономическая теория, и, наконец, учение о социализме как вершину общественного прогресса завершало все это довольно стройную теоретическую конструкцию.
Экономические идеи марксизма начинают формироваться в 40-х гг. XIX в. в период завершения промышленного переворота. Развитие фабрично-заводской промышленности на собственной основе значительно повышал производительность общественного труда, способствовал росту масштабов выпуска продукции и дальнейшему расширению рыночных связей. Вместе с тем, окончательная победа машинного производства сопровождается обострением социально-экономических противоречий. Негативные последствия промышленного переворота — концентрация богатства в руках фабрикантов и обнищание рабочих, высокая степень эксплуатации наемного труда, временные периоды перепроизводства отдельных товаров — начинают проявляться еще при жизни и творчества Д. Рикардо, что, собственно, и определяет предмет его исследований — выяснение законов распределения богатства. Однако в условиях незавершенности промышленного переворота эти противоречия не приобретали антагонистических форм.
В дальнейшем буржуазия и пролетариат становятся основными общественными классами и в их взаимоотношениях усиливается конфронтация: рабочие не могут мириться со своим нищим положением на фоне стремительного роста богатства фабрикантов. Если Д. Рикардо был очевидцем еще незрелых форм борьбы пролетариата, направленных, в основном, на противодействие применению машин в производстве и созданию фабрик (движение луддитов в Англии), то К. Маркс является современником уже таких революционных выступлений пролетариата, в ходе которых выдвигаются политические и экономические требования. Это — революция во Франции (1830), восстание ткачей в Лионе (1834) и Силезии (1844), активизация движения чартизм (1836).
Наряду с активизацией пролетарского революционного движения, требующий теоретического обоснования и идеологической легитимации, всестороннего научного осмысления требовали и другие проблемы общественного развития, в том числе, кризиса перепроизводства, которые с первой трети XIX в. с четкой периодичностью разрушают стабильность капиталистического производства, порождая массовые банкротства, безработица и падение жизненного уровня населения.
Эти социально-экономические и политические события способствовали активизации научных исследований и требовали установления причин противоречий общественного развития, социальных конфликтов между буржуазией и пролетариатом. Именно в марксизме было найдено ответа на вопросы, которые поставила перед классической политической экономией реальность 40-х гг. XIX в. Основания марксистская политическая экономия считается пролетарской, поскольку, в отличие от классической буржуазной, научно объясняет и отвечает интересам наемных работников.
Достижения марксизма были бы невозможны без высокого уровня развития философии, статистики и самой политэкономии. Так, в немецкой классической философии получили зрелости диалектика и материализм; классическая политэкономия вплотную подошла к завершенных форм теории трудовой стоимости, активизировала потенциал научных методов (абстрагирования, индукции и дедукции, анализа и синтеза); в социально-политических исследованиях было создано модели социально-экономического устройства общества на основе социалистических идей. По признанию самого К. Маркса, главными источниками его научных исследований стали английская классическая политэкономия Смита — Рикардо, немецкая классическая философия Гегеля — Фейербаха и французский утопический социализм Сен-Симона — Фурье.
Таким образом,философия марксизма возникла не на пустом месте, а была обусловлена ​​закономерным общественным развитием, Достижениями теории в области обществоведения и естествознания. Возникновение философии марксизма свидетельствовало о качественном изменении содержания социальной роли философской мысли во всей системе научного знания и практического преобразования действительности.
Принципиальное отличие философии марксизма от ближайших его предшественников заключается в том, что К. Маркс и Ф. Энгельс попытались:
совместить материализм и диалектику, критически переработав диалектику Гегеля и антропологический материализм Л.Фейербаха
применить материалистическую диалектику к познанию общества,
определить движущую силу общественного развития и заявить о готовности служить ей.

Picture of Дмитрий Аксёнов
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.