Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

«Календарные песни и обряды в опере «Снегурочка» Н.А. Римского — Корсакова».

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

И лишь в 1881 году появляется наиболее вдохновенная опера «Снегурочка», написанная для сказки А.Н. Островского. История создания оперы следующая. Лето 1880 года Н.А. Римский — Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. Все: пейзаж, пение птиц, обстановка – необычайно вдохновляло его на эту творческую деятельность. Николай Андреевич интересовался древними языческими обрядами и русской природой. Во время одной своих прогулок по лесу он записал нотами напев снегиря, который потом стал одной из мелодий пролога оперы. Композитор работал целыми днями. И вот создана опера «Снегурочка» — весенняя сказка. Н. А. Римский-Корсаков главную героиню Снегурочку наделил голосом высоким и звонким, а в оркестре ей помогает петь такой же звонкий инструмент — флейта.
Автор писал: «Музыкальные мысли, их обработка преследовали меня неотступно. О сочинении «Снегурочки» никто не знал, я это держал в тайне, и, объявил своим близким по приезде в Петербург об окончании эскиза, я тем самым немало их удивил». Несколько более полугода композитор работал над инструментовкой своего произведения. Далее мастер отмечает: «Кончая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги» [10]. Опера была окончательно завершена в 1881 году.
Как считал автор, главная тема оперы — «борьба благодетельных для человека и непонятных ему сил природы; прославление мощи природы, несущей человеку счастье и жизнь; прославление искусства, выявляющего творческие силы человека», [12, с.95], которая проявляется через аспекты эволюции главного персонажа. «Снегурочка, стоящая в центре действия, — невинная жертва борьбы стихий. Дочь Мороза и Весны стремительно входит в мир людей. Сначала «прелестная, но холодная», она под действием чувства любви приобретает глубоко человеческий облик» [12, с.96].
Важно отметить, что существует множество исполнительских трактовок партии Снегурочки, осуществленных многими талантливыми певицами прошлого и настоящего времени. Каждая дает индивидуальное толкование этого тонкого образа в мировой оперной литературе.
Композитор был влюблен в поэтическую красоту «весенней сказки». Он познал особое вдохновение: «…Тяготение к древнему обычаю и языческому пантеизму, вспыхнувшее теперь ярким пламенем» [10]. Музыковед Б. Асафьев отмечал обаяние «природной сердечной чистоты и кроткого смиренномудрия» их автора, «таившего от людей внутренний мир души своей»[1, с.218].
Премьера оперы «Снегурочка» состоялась в январе 1882 года в Мариинском театре, имела успех. Но автора постановка не удовлетворила, Корсаков считал, что в ней напрасно были сделаны значительные сокращения. На этом настоял дирижер Э. Направник, который посчитал действие слишком растянутым. Однако ученик Римского-Корсакова — Н.Ф. Тюменев вспоминал следующее об этом событии: «Поставлена «Снегурочка» была роскошно… Таких постановок уже давно не бывало на нашей сцене… Костюмы даже на хористах и статистах были великолепны… Вокальное исполнение…было вполне удовлетворительно» [10].
Итак, в действе постоянно переплетаются фантастика и реальность: «земные» образы царя берендеев, Мизгиря, Леля, Купавы, Бобылихи и Бобыля, и — сказочные: Весны, Деда-Мороза, Лешего. Сказочные образы также наделены человеческими чертами. Характер Снегурочки как бы связывает эти две реальности, соединяет в себе волшебные и земные черты. Стремясь в мир людей из мира природы, Снегурочка медленно, постепенно «оживает» под влиянием могучей силы любви, ведущей ее, тем не менее, к гибели. Появление человеческих чувств в ее душе совпадает с пробуждением весенней природы, голоса и звуки которой Римский-Корсаков тонко и синтетично передал в опере. Также следует отметить, что практически в каждом действии есть красочные обрядовые, календарные сцены, которые воспроизводят обычаи старины, ее народного быта. С ними связаны хоровые многочисленные эпизоды, которые передают особенности народного пения.

Picture of Ирина Корнилова
Ирина Корнилова
Более 15 лет назад окончила ВГСПУ, факультет художественного образования. Опыт работы преподавателем – 13 лет, за это время написала 10 научных статей и 1 диссертацию. В компании «Диплом777» работаю с 2018 года. Я помогаю студентам в написании рефератов, эссе, контрольных и курсовых работ. часто даю ответы на экзаменационные вопросы.