Эмоциональная сфера является важным фактором развития детей среднего школьного возраста, так как общение теряет свою эффективность, если его участники не могут распознавать эмоции, понимать и регулировать их. П. М. Якобсон считает, что невозможно понять эмоциональную сферу, если рассматривать ее вне личности, так как по мере формирования личности в эмоциональной сфере также появляются новообразования [24, c. 79].
Если для детей дошкольного возраста характерно яркое проявление эмоциональных реакций, которые связаны с кратковременными желаниями, то в среднем школьном возрасте они становятся более социально ориентированными и осознанными. В этом возрасте эмоции больше направлены на социальную жизнь обучающихся.
C. Л. Рубинштейн говорит о том, что путь эмоционального развития, проходит те же этапы, что и интеллектуальное развитие. Сначала эмоциональные проявления предопределены его окружением, но со временем они сознательно начинают выходить за рамки и расширяют спектр чувств, эмоции перестают быть абстрактными и приобретают осознанный характер [23, c. 481].
Возраст с одиннадцати до пятнадцати лет — период усвоения и накопления знаний в социальной сфере. Залогом успешной школьной адаптации являются черты личности, которые характеризуют данный возраст: восприимчивость, повышенная внимательность, а также преобладание игрового интереса и вместе с тем легкость отношения к происходящим изменениям [6, c. 161-163].
В школе увеличивается нагрузки — физические, психические эмоциональные. Учеба становится значимой деятельностью. Вместе с приобретением новых знаний изменяется и социальный статус, а вместе с ним и весь уклад жизни. В период обучения начинает происходить «обобщение переживаний», постоянно возникающие неудачи ведут к возникновению комплекса неполноценности. В дальнейшем по мере укрепления чувства значимости, опыта эти чувства могут изменяться или же находить подкрепление извне и формироваться в виде устойчивых структур личности, влиять на самооценку, уровень притязаний.
Для обучающихся характерны возможные проявления школьной тревожности. Она являет собой форму эмоционального неблагополучия для ребенка. Она может выражаться в повышенном беспокойстве, неуверенности в учебной среде. В первые месяцы такая тревожность характерна для данного возраста. Тревожность может как мотивировать на изменения, так и нести в себе негативные черты, влияющие на общее состояние обучающихся [18, c. 94].
Также часто бывает большая сдержанность в проявлении эмоций. Ребенок сдерживает проявление в коллективе таких негативных реакций, как: гнев, обида, злость, раздражение, так как они могут вызвать порицание, обсуждение в коллективе, в отношении со сверстниками они проявляются в конфликтах. Контроль над своими эмоциями со временем становится все лучше. Негативные реакции выражаются не только двигательно, но в речевой форме: насмешка, сомнения и т.д. Состояния злобы, как правило, проявляются скрыто.
Изучение влияния эмоциональных переживаний учеников на образовательный процесс.
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.