Психологическая готовность к обучению в школе состоит из определенных компонентов. Мнения современных исследователей на ведущий компонент психологической готовности к школе расходятся. Одни психологи считают доминирующим личностный компонент, другие – интеллектуальный. Отечественные психологи выделяют следующие компоненты психологической готовности к обучению в школе: интеллектуальный, личностный (в т.ч. и мотивационный), эмоционально-волевой, коммуникативный (социально- психологический).
1. Интеллектуальный компонент готовности
Этот компонент готовности включает в себя следующие составляющие:
1) достаточный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов;
2) определенный запас знаний и представлений об окружающем мире , закономерностях явлений действительности (учитывается объем и качество знаний);
3) достаточно высокий уровень развития познавательных интересов;
4) развитие речи. Речь напрямую связана с интеллектом, степень ее развития указывает на уровень логического мышления. У ребенка должен быть развит фонематический слух, должно быть сформировано умение связно и последовательно описать ход своих мыслей;
5) определенная степень сформированности произвольности психических процессов.
6) Начальный уровень овладения специальными учебными навыками – грамотой, чтением, счетом и др.
2. Эмоционально-личностный (потребностно-мотивационный) компонент готовности
По мнению многих отечественных исследователей, именно личностный компонент готовности к обучению является системообразующим. Этот вид готовности характеризуется через мотивационно-потребностную сферу и сферу самосознания личности:
1) формирование готовности к принятию новой «социальной позиции».
2) мотивационная готовность – соподчинение мотивов поведения, формирование важнейшего морального качества – чувства долга.
У старших дошкольников познавательная потребность переходит на новый уровень развития — возникает интерес к собственно познавательным задачам[7]. По словам А. Н. Леонтьева, произвольность поведения и деятельности является важнейшим аспектом мотивационной готовности к обучению.
Н. И. Гуткина называет мотивацию определяющим компонентом психологической готовности к обучению, а произвольность – функцией мотивации[5].
К основным мотивационным образованиям дошкольного возраста принято относить: соподчинение мотивов, выстраивание их иерархии, появление новых по структуре опосредованных мотивов.
3) начало формирования самооценки и самосознания. Ребенок совершает глобальный переход от позиции абсолютного эгоцентризма, характерного для дошкольников, к адекватной самооценке, основанной на анализе результатов собственной деятельности.
3. Эмоционально-волевой компонент готовности
Одна из важнейших сторон школьной готовности – достаточный уровень развития эмоционально-волевой сферы ребенка.
Эмоционально-волевая сфера включает в себя:
1) произвольность поведения.
По мнению Д. Б. Эльконина, произвольность рождается в коллективной ролевой игре, где коллектив устанавливает правила и осуществляет контроль их исполнения[18].
Говоря о психологической готовности к школе, Д. Б. Эльконин выделял проявления произвольности как необходимые предпосылки учебной деятельности. Это следующие параметры:
-умение ребенка сознательно подчиняться правилам, обобщенно определяющим способ действия;
— умение ориентироваться на заданную систему требований;
— умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, изложенные в устной форме;
— умение выполнять задания, ориентируясь на наглядный образец.
2) начало становления организованности, дисциплинированности, самоконтроля;
3) развитие основных элементов волевого действия (постановка цели, принятие решения, выстраивание плана действий, выполнение его, оценка полученных результатов);
4) положительное отношение к учению, школе, окружающим людям и самому себе.
4. Коммуникативный (социально-психологический) компонент готовности[18].
В старшем дошкольном возрасте сфера человеческих взаимоотношений становится весьма интересной для ребенка. Он пытается постичь суть общежития, усвоить социально значимые правила и нормы поведения.
Сфера общения со сверстниками и взрослыми должна быть достаточно сформирована к началу обучения в школе, т.к. учебная деятельность, по сути своей – коллективная, проходит в условиях тесного взаимодействия учащихся между собой и с учителем. Ученики должны воспринимать личность учителя как образец для подражания, а общаясь друг с другом, приобретать умения успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия.
Все перечисленные компоненты психологической готовности к школьному обучению достигают определенного уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста. У младшего школьника они продолжают развиваться, усложняться и совершенствоваться. Это создает основу для формирования качеств, необходимых школьнику для успешного освоения программного материала и всестороннего развития его личности.
Таким образом, к проблеме исследования психологической готовности к школьному обучению обращались многие известные учёные. В основу своих теорий они ставили различный подход в понимании данного феномена. В совокупности это привело к определению составных компонентов психологической готовности к школе : интеллектуальный, личностный (в т.ч. и мотивационный), эмоционально-волевой, коммуникативный (социально- психологический).
Изучение у детей 6-7 лет с ЗПР готовности к школьному обучению
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.