Следующий подход представляет информационное общество в качестве социальной структуры, основанной на информационных инновациях. Инновационный подход сформирован на идее распространения нововведений, обеспечивающих как конкурентные преимущества, так и общий стиль жизни. Данное положение выведено из наблюдений за ускорением темпов развития, быстрым устареванием техники и технологий, необходимости непрерывного самообразования, что является основными признаками интеграции в информационное общество.
Информационное общество рассматривается как стадия постиндустриального общества, которая подвергается существенным изменениям в условиях инновационного развития. Данная теория подвергает критике идею о том, что технологии и их развитие являются принципиальной особенностью информационного общества. Особое внимание следует уделить информационным инновациям и последствиям, которые становятся результатом применения новых технологий, проникающих во все сферы жизнедеятельности общества.
С нашей точки зрения необходимо отметить, что существует в философской мысли утверждение, согласно которому термин «постиндустриальное общество» и информационное общество следует заменить термином «общество знания», под которым он понимает общество, преодолевшее различие дискурсов науки, технологии, культуры и социума. Другая оценка происходящих в современном обществе процессов может быть сведена к тому, что общество знания понимается как современная стадия информационного общества, в котором существуют социально детерминированные процессы распределения и воспроизведения не только научно созданного, но и общепризнанного знания.
Исходя из представленных точек зрения можно сказать, что современное общество формируется на основании новой парадигмы устройства мира, которая обеспечивает глобализацию знаний и научных достижений, а также непосредственно связана с информационным обществом, являясь его усовершенствованной формой. Такой тип социальности способен породить новые виды человеческого отчуждения и когнитивной дискриминации. Глобальная информационная среда позволяет осуществлять контроль потребителей информационных услуг, приводить в действие цензуру, дает возможность манипулировать сознанием личности в интересах отдельных социальных групп, вести информационные войны. Отношения тотального обмана, отчего актуализировали серьезные угрозы глубине и разнообразию познавательных возможностей и способностей человека. Это приводит к осознанию нетождественности знания и информации, переориентации с информации на знание.
На современном этапе развития общества преодолевается отчуждение человека от знания на том основании, что последнее становится общественным достоянием, которое должно быть доступным каждому. Общество ставит перед собой цель формирование социальной интеграции и поощрение социальной активности для каждого. Одна из главных задач современного информационного общества состоит в обеспечении равных возможностей в области образования, в сфере доступа к информации, ее анализа и включения наиболее интересных ее частей в сферу знания. В современном мире объемы и масштабы информации стремительно увеличиваются, поэтому человек получает всё больше навыков по восприятию, и использованию информации – учится превращать ее в знания. В обществе становится всё больше работников умственного труда, интеллектуалов, непосредственно создающих в результате обработки информации не материальные ценности, а знания, преобразуя информацию в знания. Поэтому особое значение приобретает способность персоны ориентироваться в потоке информации, критический ум, позволяющий отличить полезную информацию от бесполезной.
Человеческий капитал как совокупность знаний, навыков и способностей человека, которые содействуют росту его производительной силы становится багажом знаний, навыков и мотиваций, используемый для эффективной деятельности и получения выгоды. Новые наиболее эффективные способы использования «человеческого капитала» требуют новых моделей развития, основанных на знании, на взаимопомощи и всеобщем участии. В рамках концепции человеческого капитала личность и ее способности сводятся к фактору производства и рассматриваются с точки зрения затрат, вложенных в формирование качеств, необходимых для производительной рабочей силы, и полезности этих затрат. Труд человека и прилагаемые к нему физические и умственные способности становятся объектом обмена и источником определения меновой стоимости, что характерно для общества с рыночной экономикой.
Механическая и монотонная деятельность всё больше становится привилегией компьютеров и роботов. Происходит интеллектуализация экономики, увеличивающаяся компонента рыночной стоимости компаний создается человеческим разумом. В современном обществе знание превратилось в главный ресурс человеческой деятельности практически во всех ее сферах. Соответственно, страны, продолжающие жить за счет эксплуатации природных ресурсов, рабочей человеческой силы и материального капитала, находятся под угрозой экономического и социального отставания.
Главное негативное последствие информационного общества – принявшая глобальный характер «утечка мозгов», от которой страдают не только развивающиеся страны и страны с экономикой переходного периода, но и страны промышленно развитые. «Утечка мозгов» как негативное последствие приводит к тому, что формируется опасная тенденция к социальной разобщенности, как на национальном, так и на международном уровне.
Подводя итоги, следует сказать, что предпосылками концепции М. Кастельса об информационном и сетевом обществе становится технико-технологическое развитие общества, которое приводит к информатизации социума. На определенном этапе развития социума знание становится общественным достоянием, доступным каждому. Оно превратилось в главный ресурс человеческой деятельности практически во всех ее сферах. Знания и информация становятся главными источниками богатства. Происходит интеллектуализация экономики.
Вместе с развитием техники и технологии могут формироваться некоторые трудности в ориентации на гуманитарные, этические ценности. Существует возможность бесконтрольного распространения непроверенной, а то и преднамеренно ложной информации. Кроме того, к негативным следствиям развития информационного общества относятся цифровой и познавательный разрывы.
Изучение сущности происходящих в обществе процессов и положения человека в обществе
- Любовь Баранова
- Философия
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Любовь Баранова
Закончила ГАУГН, философский факультет. Преподаю в колледже уже шесть лет, за это время написала три научные статьи, сейчас работаю над четвертой. Кроме этого работаю детским репетитором и автором студенческих работ на сайте «Диплом777». Очень ценю свою работу за то, что постоянно развивают сама и могу делиться своими знаниями со студентами.