Период, на протяжении которого речевая деятельность развивается и совершенствуется, начинается в 8 мес. и заканчивается приблизительно в 12 лет. Половина этого срока уходит на созревание операциональной базы и основных языковых средств, а вторая половина на развитие речевой и языковой деятельности в ситуациях решения когнитивных или коммуникативных задач.
У детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития в критические периоды может отмечаться усугубление речевой патологии и могут возникать новые речевые нарушения. Педагогам, работающим с данной категорией детей, необходимо учитывать эти особенности.
Рассмотрим особенности эмоциональной и волевой сфер детей с задержкой речевого развития, так как это начальные критерии для формирования нормальной психики ребенка.
У детей с задержкой речевого развития имеется вторичные нарушения эмоциональной сферы. Специфика эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой речевого развития обусловлена как недостаточностью речевого развития, так и отношением к этому факту окружающих (О.С. Орлова [23], В.И. Селиверстов и Г.А. Волкова [24], и др.).
Особенности эмоционально-волевой сферы проявляются у детей с различными речевыми нарушениями (дизартрия, ринолалия, алалия) как при фонетико-фонематическом недоразвитии (ФФН), так и при общем недоразвитии речи (ОНР).
Склонность к эмоциональной возбудимости, гиперактивность, суетливость, склонность к повышенному фону настроения, аффективность, нередко агрессивность, доминирование процессов возбуждения отмечается у некоторых детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития и негативно сказывается не только на их речевом, но и на эмоциональном развитии.
Основными проявлениями этой недостаточности является вспыльчивость, капризность, повышенная возбудимость, раздражительность вплоть до аффективных вспышек, двигательное беспокойство, нередко поверхностность эмоций, приводящая к социальной и нравственной незрелости.
У некоторых детей с задержкой речевого развития напротив отмечается склонность к тормозным реакциям, раздражительность, заторможенность, повышенная утомляемость, снижение психической активности, критичное отношение к своему дефекту, возникновение речевого негативизма, замкнутость, стеснительность, скованность, повышенная тревожность, страхи. Преобладание процессов торможения, общая слабость проявляются на фоне нарушения вегетативных функций.
У многих дошкольников с задержкой речевого развития проявляется сензитивность (чувствительность), эмоциональная неустойчивость, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.
Из-за недостатков мимической мускулатуры появляются затруднения в передаче и восприятии эмоций. Своеобразие эмоциональной сферы отмечается у детей с заиканием. Эмоциональное реагирование ребёнка на дефект проявляется в более осознанном возрасте.
Выделено три варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту и три варианта волевых усилий в борьбе с ними, что отражает степень фиксированности ребёнка на дефекте [24]:
— безразличное отношение к дефекту и отсутствие стремления его преодолеть;
— умеренно-сдержанное отношение к нарушению и наличие желания к его преодолению;
— безнадежно-отчаянное отношение к дефекту, перерастающее в навязчивые действия и состояния.
Нередко причиной снижения эмоционального состояния у дошкольников с задержкой речевого развития является сознание своей неполноценности в общении, недостаточная способность предвидеть результаты своих действий, наличие отрицательных эмоций при оценке результатов деятельности как самим ребёнком, так и окружающими. Это приводит к нарушению внутреннего побуждения к деятельности, эмоционального общения с окружающими.
Кроме того у детей с задержкой речевого развития отмечается специфичное усвоение эмоциональной лексики, нарушение её формирования, с большим отставанием в сроках, что выражается в незрелости у детей социальных эмоций и примитивности у них эмоционального реагирования [14].
Коммуникативная сфера детей с задержкой речевого развития.
Из-за грубого дефекта звукопроизносительной стороны речи, позднего ее формирования, а также эмоциональной лабильности, излишней медлительности или заторможенности у детей могут отмечаться сужение социальных и речевых контактов, что приводит к нарушению общения с окружающими [20].
Системные нарушения речи вызывают у детей с задержкой речевого развития серьезные трудности в организации собственной речи и отрицательно сказываются на общении с окружающими людьми.
Недостаточное развитие коммуникативной функции речи тесно связано с собственно речевым дефектом (недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, своеобразие связной речи), а также обусловлено особенностями созревания аффективно-волевой сферы, произвольного внимания и других процессов, относящихся к регуляторной деятельности ребенка с общим недоразвитием речи [17].
Возникающие у детей трудности коммуникации приводят к снижению потребности в общении, к нарушению формирования форм общения (преобладает ситуативно-деловая форма общения) [28]; средств общения; речевого и общего поведения; к недоразвитию умения ориентироваться в ситуации общения, к негативизму [25].
Таким образом, к психологическим особенностям детей с задержкой речевого развития относят отклонения от нормального формирования языковых средств общения при нормальном биологическом слухе, зрении и предпосылках развития интеллекта. Это приводит к снижению потребности в общении, к нарушению формирования форм общения.
Изучение особенностей речевого развития детей раннего возраста
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.