Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Изучение особенностей развития восприятия у детей дошкольного возраста

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Физиологической основой восприятия называются процессы, которые проходят в органах чувств, центральной нервной системе и нервных волокнах. Так, под действием различных раздражителей на нервные окончания, которые находятся в органах чувств, появляется нервное возбуждение, которое передается по проводящим путям в нервные центры и, в итоге, в кору головного мозга. Оно здесь поступает в сенсорные (проекционные) зоны коры, представляющие собой в некотором виде центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органе чувств. В зависимости от того, с какими органами связана проекционная зона, формируется и конкретная сенсорная информация [5].
Выше описанный механизм – это определенный механизм возникновения ощущений. Ощущения, следовательно, могут рассматриваться как структурный элемент в процессе восприятия. Физиологические собственные механизмы восприятия включаются в процесс формирования целостного образа на каждом последующем этапе, когда возбуждение передается от проекционных зон в интегративные зоны коры головного мозга, где и завершается формирование образов явлений реального мира [18].
По этой причине интегративные зоны головного мозга, которые завершают процесс восприятия, называют часто зонами перцепции. Их функции значительно отличаются от функции проекционных зон.
Восприятие действует в разных системах психологии при связывании с чем либо:
— связывая восприятие с эйдетической памятью;
— связывая наглядно-образное с мышлением;
— связывая восприятия с речью.
Этапы развития восприятия заключаются в порядке освоения перцептивных действий [3]:
1) Освоение и проведение идентификации:
— происходит при обследовании качеств предмета, совпадающего полностью с эталонами;
— действие идентификации сначала проходит в практике, путем примеривания объектов друг к другу. После происходит обучение «примеривание» образов.
2) Освоение процесса отнесения к эталону:
— используется образ-эталона для сбора свойств объекта;
— требуется устанавливать сходство предметов и видеть разницу между ними;
— в дошкольном возрасте хорошо осуществляется только при благоприятных условиях.
3) Освоение процесса перцептивного моделирования:
— соотносятся свойства изучаемого объекта с несколькими эталонами, что значит построение «эталонной модели».
Дискретными операциями является лепка и рисование, а аппликация и конструирование это дискретный материал.
Существует понятие ортоскопического восприятия – постоянность размеров, цвета и формы предмета. При различных условиях восприятия, объект видится правильно, то есть он той же величины, цвета, формы постоянно, но только находится на дальнем расстоянии от зрения или временно затуманен в глазах человека [8].
Огромную роль в восприятии играет желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую в этих случаях проявляет человек.
К свойствам восприятия относятся предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция. Далее рассмотрено каждое свойство.
1) Предметность восприятия – представление объекта по его внешнему виду или свойству.
2) Целостность — показывает целостный образ, собранный на основе сочетания знаний об отдельных качествах и свойствах предмета, полученных при контакте.
3) Структурность – восприятия, не отвечающее мгновенным ощущениям и не являющееся суммой.
4) Константность – восприятие окружающего нас как относительно постоянное. Константность восприятия цвета – неизменность различия цвета какого либо предмета при разном освещении. Константностью восприятия величины – постоянство видимой величины предметов при их различной удаленности. Константность восприятия формы – неизменность предмета при рассмотрении его с разной контурной линии [19].
5) Осмысленность восприятия – такое восприятие тесно связано с мышлением. Люди определяют предмет, мысленно называя его, определяя к какому классу, группе он относится. Так же устанавливают сходство известного предмета, с неизвестным, только что увиденным предметом. Восприятие постоянно ищет наилучшее толкование, хранящихся данных.
6) Апперцепция — восприятие зависит от личности человека, так как представляется объект не только на содержание информации полученных от органов чувств, но и от психической жизни человека, от особенностей его личности.
Восприятие является необходимым условием обитания человека в окружающей среде. Его содержание определяется поставленной перед человеком целью деятельности и задачей, а в процессе деятельности участвуют установки, эмоции, которые могут изменять содержание восприятия [15].
В психологии восприятие определяют как активный процесс построения чувственного образа в результате воздействия у человека на органы чувств энергии, отражаемой или излучаемой объектами внешнего мира. В данном определении важно абсолютно всё, потому что на самом деле у людей образы могут возникать и без воздействий, они не будут образами восприятия.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.