Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Изучение межличностных отношений в разновозрастном детском объединении

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что методологической предпосылкой формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста являются следующие положения: межличностные отношения младших школьников строятся в процессе их совместной деятельности; ранее сформированные внутренние отношения к другим детям определяют характер взаимодействия с ними; процессы, происходящие в детском коллективе, влияют на особенности межличностных отношений; мотивационный компонент межличностного взаимодействия играет важную роль при формирование межличностных отношений[19].
Типологический подход к изучению межличностных отношений мы обнаружили в научных работах В.В. Абраменковой, Т.А. Репиной, Н.И. Шевандрина.
Межличностные отношения, возникающие в совместной деятельности школьников для решения конкретной задачи, называются деловыми или функционально – ролевыми.
Межличностные отношения, сформированные в результате эмоциональных связей, называются эмоциональными, эмоционально – оценочными. Обычно такие отношения у младшего школьника проявляются в процессе установления связи с ребенком, наиболее ему симпатичным.
Межличностные отношения, опирающиеся на определенные установки, оценки, убеждения, являются личностно – смысловыми.
Межличностные отношения младших школьников возникают не сразу. Процесс их развития включает несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Этот процесс может проходить как в прямом, так и обратном направлении, т.е. процесс ослабления межличностных отношений имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, затем к приятельским отношениям и полное их прекращение)[10].
Процесс знакомства – это первый этап, «зарождение» межличностных отношений, который осуществляется согласно социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры взаимодействия.
Приятельские отношения определяют условия, готовность к продолжению межличностных отношений. Сформированная позитивная установка партнеров является благоприятной предпосылкой к их дальнейшему общению.
Следующий этап – товарищеские отношения – дают возможность укрепить межличностный контакт, и заключаются в сближении взглядов, интересов и оказании поддержки друг другу[11].
Обзор научной литературы показал, что на динамику межличностных отношений влияют условия, в которых они формируются. Так городские условия, в отличие от сельской местности, характеризуются высоким темпом жизни, высоким уровнем общественного контроля. Вследствие этого, наблюдается увеличение количества межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально-ролевого общения. Также межличностные отношения в условиях города предъявляют более высокие психологические требования к партнеру. Для формирования межличностных отношений младших школьников большое значение имеет территориальная близость. Чем ближе друг к другу живут дети, тем чаще и крепче их взаимоотношения. В случае переезда или перехода одного из детей в другую школу, контакты у них, как правило, прекращаются.
В научной литературе выделяется ряд проблем, связанных с формированием межличностных отношений. Это проблема совместимости деловых и межличностных отношений, наличие социальной дистанции в них, доверительность и открытость в разных типах интерперсональных отношений, а также особенности межперсональных связей в различных видах профессиональной деятельности в условиях современного общества.
Межличностные отношения строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности и предпочтительности, а именно на критериях выбора.
Рассмотрим такое понятие как межличностная привлекательность[6].
Как сложное психологическое свойство личности, межличностная привлекательность представляет собой способность вызывать чувство симпатии, располагать к себе людей. Привлекательность зависит от физического и социального облика человека, умения располагать к себе людей, способности к эмпатии и т.д. Исследованием межличностной привлекательности в дружеских парах занимался Н.Н. Обозов. По мнению ученого, данный феномен способствует развитию интерперсональных связей, вызывая у партнера когнитивный, эмоциональный и поведенческий отклик.
Анализ научной литературы показал наличие проблемы неготовности большинства младших школьников к сотрудничеству со сверстниками, что осложняет формирование их межличностных отношений в новой парадигме деятельности. В своем исследовании Н.А. Шкуричева одной из наиболее значимых проблем межличностных отношений младших школьников выделяет прозвища и клички младших школьников, которые дают сами же дети друг другу. Автором представлен социально – педагогический анализ кличек во взаимосвязи со складывающимися межличностными отношениями у младших школьников, а также даны важные сведения о детской субкультуре, которые помогут учителям выстраивать позитивные отношения с обучающимися[1].
В работе Д.И. Фельдштейна подчеркивается, что в современном социокультурном пространстве отношения между детьми изменились, «отмечается примитивизация сознания детства, рост цинизма, грубости, жестокости и агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние глубинные переживания – неуверенность, одиночество, страх, и в то же время – инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность». Причинами такого состояния, по мнению ученого, являются отстраненность взрослых и несформированность навыков межличностного взаимодействия у детей младшего школьного возраста.
В течение всего обучения в начальной школе межличностные отношения школьников претерпевают существенные изменения. Складывающиеся в процессе совместной деятельности, они становятся более стойкими, эмоционально крепкими. Такие изменения связаны с развитием у детей коммуникативных навыков и умений, а также возникновением определенных требований к личным качествам сверстников. Значение сверстника в жизни младшего школьника приобретает новое значение, оказывая влияние на развитие коммуникативных навыков, способствует становлению личности ребенка.
Одной из основных проблем формирования межличностных отношений, по мнению современных педагогов и психологов, является несформированность у детей младшего школьного возраста коммуникативных навыков и умений межличностного взаимодействия прежде всего со сверстниками[4].

Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜