Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Изучение фонематических нарушений у старших дошкольников с дислалией

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В конце первого периода – начале второго дети уже произносят все гласные: [а], [о], [у], [и], [э], [ы], губногубные согласные [п], [б], [м], переднеязычные [т], [д], [н], среднеязычный [й], зубно-губные [в], [ф], заднеязычные [к], [г], [х]. К 12 месяцам в норме ребенок произносит 6-10 облегченных слов. В течении второго, преддошкольного, периода по классификации А. Н. Леонтьева, от года до трех лет, происходят крупные изменения в речи ребенка. Многими исследователями отмечается, что в период от 9 до 18 месяцев происходит начальный этап речевого развития ребенка. Г.А. Тумакова утверждает, что в этом возрасте ребенок переходит к речи как сознательному акту общения через инстинктивное звукообразование и механическое подражание [24, 26]. При этом спонтанное употребление слов отстает от понимания речи окружающих, что обусловлено затрудненностью в намеренном подражании.
В этот период речь развивается очень активно, происходит резкий количественный скачок в словаре ребенка. В начале этого периода дети произносят осознанные слова, которые можно понять только в контексте ситуации, так как они несут обобщенный характер. Примерно в полтора года активный словарь детей развивается еще больше, и они начинают говорить короткими предложениями, которые содержат аморфные слова-корни. К концу второго периода дети уже используют в своей речи простые распространенные предложения.
У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:
—  исчезает смягченное произношение согласных; v  многие звуки произносятся более правильно и четко;
— исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками [т] и [д];
—  исчезает замена шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ] свистящими [с], [з], [ц]. По мнению Базжиной Т. В., к 4-5 годам заканчивается формирование звукопроизношения в норме. А к 5-6 годам ребенок должен овладеть всеми звуками родного языка [19, 122].
В речи отмечаются такие нарушения, как элизии или отсутствие звуков, метатезы (перестановки звуков), замены одного звука другим, ассимиляции (уподобления звуков). Контаминации (слияния) встречаются реже, в основном дети образуют одно слово из двух [4, 37]. В этот период, по мнению К. Д. Ушинского, развивается чувство языка, которое подсказывает ребенку место ударения в слове, сочетания слов в предложении и так далее [25, 131].
Дети в этот период еще имеют дефекты звукопроизношения. Во время четвертого, школьного, периода происходит совершенствование речи дети. Развивается связная речь, дети сознательно усваивают правила языка. Так же в этот период формируется и развивается письменная речь.
А. Н. Гвоздев изучал речь ребенка от рождения до 9 лет, на основе полученных знаний он создал свою лингвистическую периодизацию речевого онтогенеза [9, 94]. Исследователь отмечает, что формирование фонетического слуха и подготовка к восприятию речи взрослых заканчивается к 1 году и 7 месяцам.
В усвоении грамматики автор выделяет следующие три периода: период предложений из аморфных слов-корней (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев), период усвоения грамматической структуры предложения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет), период усвоения морфологической системы языка (до 8 лет). А. Н. Гвоздев предлагает свою периодизацию процесса овладения звуками речи, который происходит в определенной онтогенетической последовательности: губные звуки формируются раньше язычных, при этом твердые губные раньше, чем мягкие, а мягкие зубные – раньше твердых; взрывные звуки формируются раньше, чем щелевые, свистящие – раньше шипящих; затем осваиваются аффрикаты и сонорные звуки. К 1 году 8 месяцам ребенок усваивает ударные гласные звуки [а], [о], [у], [и] и согласные [м], [б], [г], [к], [д’], [т’], [л’], [п’], [с’], [х’], [j]; к двум годам – твердые согласные [д], [т], [н]; к трем годам усваиваются звуки [с], [п], [в], [з], [ы], [ч], [ш], [щ], [ж], [ц]; к четырем годам все звуки речи полностью усвоены. В основе формирования звукопроизношения лежит развитие речедвигательной сферы, то есть согласованной работы двигательных центров речи в коре головного мозга, речедвигательного аппарата, речевого слуха[9, 96].
Первый год жизни можно назвать подготовительным периодом развития произношения, т.к. лепет, гуление, звукоподражательное произношение являются своеобразными упражнениями речедвигательной сферы и слуха. С трех месяцев до года ребенок последовательно овладевает механизмами произношения большинства звуков при гулении, сосании и др. Звуки родного языка усваиваются постепенно, начиная с более простых по артикуляции. Чем сложнее работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука, тем позднее ребенок его осваивает.
Для овладения правильным произношением ребенку необходимо четко воспринимать звуки речи на слух и иметь подготовленный к их произнесению артикуляционный аппарат [22, 34]. Близость артикуляции некоторых звуков ([п], [б], [м] и их мягкие пары) к двигательным безусловно-рефлекторным реакциям (актам сосания, жевания, глотания) является причиной того, что данные звуки появляются в речи первыми – на втором году жизни. Вместе с ними появляются ударные гласные звуки [а], [о], [у].
К трем годам ребенок усваивает следующие звуки: гласные [и], [э], [ы], согласные [ф], [в], [т], [д], [к], [г], [х], [н], их мягкие пары и звук [j]. До пяти лет в речи появляются свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’], [ц], шипящие [ш], [щ’], [ж], [ч’] [26]. В 5-6 лет могут быть недостаточно сформированы сонорные звуки [р], [л] и их мягкие пары, это обусловлено сложностью артикуляции данных звуков. К 6-7 годам заканчивается процесс формирования правильного звукопроизношения, в этом возрасте ребенок в норме должен правильно произносить все звуки речи. А. Н. Гвоздев [9, 167] отмечал, что к восьми годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения.
Таким образом, речь у детей в норме развивается многоступенчато. Формирование звукопроизношения в онтогенезе происходит последовательно и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. К концу дошкольного периода большинство детей полностью овладевает навыком правильного звукопроизношения. Для этого ребенку необходимо четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь подготовленный артикуляционный аппарат.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.