О.М. Дьяченко писала, что «…уровень оригинальности детской продукции выше в младшей и подготовительной группах, а в средней и старшей несколько снижается» [2, с.57]. По данным автора, дети с творческим воображением наиболее успешнее планируют свою деятельность и более самостоятельны при выполнении задания. А ребенок без него действует более беспорядочно и нуждается в эмоциональной поддержке взрослого, чаще обращается за помощью. Такие дети более зависимы от взрослых в регуляции и оценке их собственной деятельности (хотя задания могут выполнять на высоком уровне). Именно поэтому автор полагает, что у тех детей, у которых не доминирует творческое воображение, важно направлять на более четкое планирование содержания, способов, последовательности воплощения образа.
Советский психолог А.В. Запорожец в своих научных работах проводил анализ работ старших дошкольников, у которых имеется творческое воображение и отметил следующее: «…выразительность и оригинальность у детей полностью зависят от различных способов изображения (изодеятельности)» [15, с.92]. На практике обучения старших дошкольников, автор рекомендовал наибольший упор делать на комбинацию различных видов творческой деятельности. Это имеет большое значение для развития творческого воображения, тех детей, у которых такое воображение отсутствует.
Таким образом, дети с творческим воображением достаточно хорошо выражают цветом свое отношение к созданному образу, они любят его варьировать и в большей степени озабочены степенью реалистичной цветовой характеристики образа (заяц не может быть зеленным).
Известный исследователь детского творчества Е.А. Флерина писала: «…детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» [17, с.83].
Л.В. Выготский вывил, что в течение детства ребенка в его изобразительной деятельности происходит некоторый ряд отличительных стадий [16, с.102]. Данные стадии характеризуются определенными особенностями, по которым можно точно оценить, как развивается ребенок (развивается ли он в соответствии со своим возрастом, опережает его или отстает от него в своем развитии). Этапы изобразительного творчества детей следующие: стадия каракуль (до 3-4 лет); стадия схематических изображений (до 7 лет); стадия возникшего чувства формы и линии (до 10 лет); стадия правдоподобного изображения (до 10 лет), стадию пластического изображения (с 11 лет).
Исследованием данных этапов также занимался психолог А.В. Бакушинский, он выявил, что «…существует зависимость творческого детского развития от рисунка, двигательной, двигательно-зрительной и зрительной установки психики» [25, с.169].
Другой исследователь Н.А. Ветлугина считает, что «…открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе» [26, с. 271]. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Н.П. Сакулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе изодеятельности, рассматривает как «…непременные составные части творческого воображения» [24, с.101].
Особый интерес для теории и практики развития детского творчества представляют психологические исследования, в которых точно утверждается развитие творчества у детей при занятии изодеятельностью. Это исследования Е.Е. Кравцовой и О.М. Дьяченко [29, с.162], которые посвящены изодеятельности (рисунок, лепка, аппликация, конструирование), как одной из универсальных средств развития творческих способностей.
Таким образом, детская изодеятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность
Далее рассмотрим, какое значение изодетяльность (рисунок, лепка, аппликация, конструирование) представляет в развитии творческого воображения дошкольников старшего возраста:
Изодеятельность как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
- Матвей Ковалёв
- Педагогика

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.