Научная теория управления предполагает наличие в организации специального органа, ответственного за менеджмент. Иными словами, в компании обязательно должен быть руководитель и отдельная должность для него. И чем сложнее предприятие, тем больше становится управленческий аппарат. Основными задачами управленцев в рамках научной теории менеджмента являются анализ физического труда, выработка наиболее рациональных моделей на основе достижений научного прогресса. Научная школа менеджмента находилась на пике своей популярности в начале 20 века и является родоначальником ряда современных теорий, которые переняли у нее мысль об обязательности управленческого аппарата в любой организации.
Административная (классическая) школа
Основоположник- Анри Файоль (1814-1925).
Представители: Л.Урвик, Дж. Мунди, А.Рейли, А.Гинсбург, М.Вебер
Особенности:
1.Управляющая функция должна выполняться на всех уровнях организации, она касается в определенной степени всех работающих.
2.Компетентность руководителя: должен обладать определенными качествами (ум, интеллект, образование, моральные качества, здоровье и т.д.) [4]
Принципы управления (по Файолю):
1.разделение труда (цель: выполнение работы больше по объему, лучшего качества)
2.полномочия и ответственность
3.дисциплина
4.единоначалие
5.централизация
6.подчиненность личных интересов общим
7.вознаграждение персонала
8.справедливость
9.инициативность [11]
Функции управления:
1.предвидение (анализ будущего, выработка соответствующего плана)
2.организация (построение материальной и социальной составляющей организации персонала)
3.распоряжение (стимулирование персонала работать надлежащим образом)
4.координация (объединение всех усилий организации)
5.контроль (все, что совершается установленными правилами и принципами) [5].
Классическая школа менеджмента выступает приемником научной теории. Ее период популярности приходится первую половину 20 века. Основные принципы классического (административного) подхода в управлении можно описать следующим образом: разделение труда, жесткая иерархия в управлении (управление сверху вниз), принцип одного руководителя (один сотрудник не может подчиняться нескольким начальникам), нормы менеджмента (каждому руководителю можно дать в подчинение не больше определенного числа работников). Эти принципы актуальны и по сей день, но современные теории дополнили их значимостью личности и социальной составляющей коллектива [10].
Следующим эволюционным шагом и вкладом в современные теории менеджмента стали основы человеческих отношений с азами психологии.
Школа человеческих отношений
Особая заслуга Элтона Мэйо, который провел ряд экспериментов изучая влияние различных факторов производства на повышение производительности труда, пришел к выводу об особой роли человеческих факторов [6].
Представители: Элтон Мэйо, М.Фоллет
Рассматривали каждую промышленную организацию как определенную социальную систему: технологический аспект производства во взаимосвязи с человеческими и социальными факторами. Считали, что повышение эффективности организации будет происходить прежде всего за счет повышения ее человеческих ресурсов.
Основные принципы:
1.люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениями с другими людьми
2.люди более отзывчивы к социальному влиянию равных людей, чем контроля руководителя
3.работник откликается на побуждение руководителя, если тот рассматривается работником как средство удовлетворения своих потребностей [9].
Главным аспектом этой школы менеджмента является признание человеческого фактора. Последователи этой теории уделяют особое внимание социальной и психологической составляющей роли руководителя и подчиненного, а психологический климат в коллективе возводится в ранг основного фактора успешности всего предприятия [8].
Вместе с развитием таких наук, как математический анализ, статистика и теория систем, стал возможен новый этап в осознании теорий управления. Одна из последних школ менеджмента – количественная. Она рассматривает социальную структуру предприятия как открытую систему, способную меняться и развиваться с изменением внутренних и внешних условий. Каждый элемент этой системы имеет свои собственные цели и задачи. Эта теория отличается наиболее комплексным подходом [7].
2. Практический анализ управления персоналом в ООО «Соланж»
2.1 Краткая экономико-организационная характеристика ООО «Соланж»
История возникновения и развития управления персоналом, как отрасли науки.
- Diplom777
- Управление персоналом
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777