Жизнь, полная лишений, требующая чрезмерных усилий, крайне гибельно сказывалась на телесном и духовном состоянии человека. Она влекла утрату здоровья, органической крепости людей и формировала слабый биологический тип человека. Нищие, порожденные ужасными условиями жизни, деградировали, большинство из них не боролись за лучшее существование.
Некоторые бродяги и нищие настолько смирились со своей судьбой, что жизнь, полную лишений, воспринимали как само собой разумеющееся. В. Михневич, исследуя поведение и психологию нищих, в особенности посетителей ночлежного дома Санкт-Петербурга, воспроизводил разговоры обитателей этих заведений, согласно которым нищие оценивали свое положение, как должное [17].
Представители полицейской власти отмечали у профессиональных нищих такие нравственные пороки, как склонность к лени, праздному образу жизни, привычку к легкой наживе.
Отказ от честного труда у нищих мотивировался особой психологической установкой, основанной на своеобразной философии свободного человека. Они считали себя вольными людьми, а наемный труд связывали с потерей независимости [16].
Главное значение имели социальные причины, так как два первых вида причин обычно опосредовались ими и составляли при определенных условиях только возможность обеднения и нищеты.
Сложные и многообразные социальные причины можно разделить на несколько групп: экономические, юридические, культурные и административные.
Экономические причины следует считать коренными, так как сама нищета относится к области экономических явлений. Многие семейные причины влекли за собой печальные последствия общей, экономической недостаточности населения и отсутствия у него сбережений.
Истоки развития нищенства в России коренились и в древнем обычае народа сводить призрение неимущих к подаче милостыни, которая считалась богоугодным делом. Причем не принято было спрашивать о причинах, побудивших человека «идти по миру». Существовал обычай подавать милостыню в определенные дни: по средам, пятницам, субботам, в дни свадеб и поминовения ближайших родственников. Православная церковь внушала верующим мысль о необходимости смирения и добровольной бедности.
Не вызывает сомнения, что многие обыватели видели в нищих несчастных и искренне хотели им помочь. Народные воззрения не оставались без влияния и на ход уголовных дел о нищих. Наблюдались случаи, когда чины сельской полиции оказывали нищим покровительство, признавая преследование нищенства большим грехом. Теми же соображениями руководствовались и волостные суды, не считавшие прошение милостыни за преступление [19].
Несмотря на то, что в обществе к концу XIX в. формировалось отрицательное отношение ко лжи, лени, хулиганству, сопутствовавших попрошайничеству, взгляд на нищих как людей, угодных Богу, еще глубоко коренился в сознании русского человека. Обычай неразборчивой подачи милостыни породил массу профессиональных нищих, отличавшихся порочными личными качествами. В основе этого обычая лежало не только религиозное воспитание, но и неграмотность, необразованность значительной части населения [19].
Юридические причины нищенства заключались в слабой правовой защите населения и несовершенстве некоторых законодательных норм. Так, лица, высланные на родину за нищенство, «бесписьменность», бродяжничество, а также отбывшие уголовное наказание с последствиями, запрещавшими проживание в столицах и губернских городах, увеличивали контингент нищих.
Лица, высланные из столиц в места приписки, почти никогда не возвращались к сельскохозяйственному труду. Под влиянием столичной жизни они превращались в пьяниц и людей, отвыкших от труда. Тяжелое положение было у лиц, не имевших в месте ссылки оседлости, имущества, родственников. Местные крестьяне не желали брать в общество порочных субъектов. Факт судимости создавал серьезное препятствие для трудоустройства этих лиц. В результате создавался бродячий пролетариат.
Следовательно, отсутствие попечения о лицах, отбывших уголовное наказание, представляло серьезную проблему для общества.
Административные причины нищенства заключались в неэффективности системы государственного и общественного призрения. В России существовал комплекс причин, вызывавших нищенство, которые переплетались во взаимодетерминирующий узел зависимостей, порождавший различные типы нищих.
Преодолеть массовое нищенство, в том числе «профессиональное», удается, когда начинаются промышленная революция и рост экономики, общество осознает всю уродливость социального положения крайне бедных и нищенствующих, опасность для социальной стабильности находящегося вне зоны общественного контроля населения.
В этой обстановке церковь формирует новое отношение к милостыне (подаяниям), а усилившееся государство целенаправленно предпринимает социальные, экономические, политические и другие меры по повышению уровня жизни населения, его социальной защите, полицейские меры по борьбе с нищенством.
История развития профессионального нищенства в России.
- Дмитрий Аксёнов
- Социальная работа
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.