Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Но важно учитывать, что успех самого исследования во многом зависит от его организации и подачи. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для учащегося, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
В школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, — процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.[17 c.31]
Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «Исследование — бескорыстный поиск истины. Метода ориентирован на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
Таким образом, исследование — это в большей степени научная деятельность
В основе метода исследований лежит:
-развитие познавательных умений и навыков учащихся
-умение ориентироваться в информационном пространстве
-умение самостоятельно конструировать свои знания
-умение интегрировать знания из различных областей наук
-умение критически мыслить.
Технология исследовательской деятельности предполагает:
-наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения
-практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов
-самостоятельную деятельность ученика
-использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты — одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д.
Работать над исследованием способны школьники разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное — помочь школьнику поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи учителя взрослых.[17]
А для этого учителю необходимо:
-владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся
-уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом
-устанавливать деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы
Работа над исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников постепенно.
Исследовательская деятельность должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В практике работы со школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы.
Исследовательская деятельность школьников на уроке
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.