В процессе автоматизации недавно поставленного звука целесообразно параллельно проводить работу над формированием звуко-слоговой структуры слова ребенка. Например, при автоматизации звука логопед может предложить дошкольникам такие слоговые ряды, как: односложные (ша), двусложные (ша-ша), трехсложные (ша-ша-ша). За счет этого обеспечивается автоматизация новых произносительных навыков слоговых контуров разного размера. Если же в состав слоговых рядов включены также и отрабатываемые и сохраненные звуки, то посредством их повторения формируется умение ребенка переключаться с одного слога на другой слог. Помимо этого, такие задания способствуют предупреждению ошибок уподобления слогов, что характерно для детей с ОНР III уровня.
Перед тем, как вводить отрабатываемый звук в слово, логопед обязательно должен учитывать строгую последовательность слоговых трудностей. Не рекомендуется автоматизация поставленных звуков в словах, слоговая структура которых еще не отработана или же не доступна ребенку на данном этапе коррекционной работы.
В состав работы над звуковой наполненностью и слоговой структурой слова следует также включать развитие сенсорных возможностей ребенка. Одной из важнейших задач логопеда здесь является привлечение внимания дошкольника к различию слов по их звуко-слоговому составу. Например, ребенку может быть предложено прислушаться к своему произношению слова и сравнить его с произношением логопеда. Посредством такого задания ребенок должен отчетливо услышать и осознать допускаемые им ошибки. Также здесь важно, чтобы логопед обратил внимание ребенка на искажение смысла слова, которое происходит из-за опускания им ряда слогов или их перестановки. Здесь могут быть использованы слова, различные по своему произношению только одним слогом или местом слога в слове. К примеру, речь идет о таких словах, как – носок-сок, таблетка-тапка, картина-тина, разряд-ряд.
В процессе обучения детей делению слов на слоги первоначально логопед должен задействовать в коррекционной работе игры на подражание и только на следующем этапе уже могут быть задания по самостоятельному делению слов на слоги. Далее детям могут быть предложены задания, предполагающие подсчет числа слогов в слове, придумывание слов на заданное число слогов, а также добавление недостающего слога в слове. Что касается последнего типа заданий, то его наиболее целесообразно в работе с детьми использовать с опорой на соответствующий визуальный (картинный) материал.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать о том, что процесс коррекционной работы звуко-слоговой структуры слова с детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня должен выстраиваться в два основных этапа:
Исследование звукослоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.