Анализируя результаты исследований умение детей выполнять действия мысленно, Я.А. Пономарев выделяет пять этапов развития внутреннего плана действий. Автор доказывает, что почти все дети, которые идут в первый класс, находятся на манипулятивном уровне развития действия планирования, как с реальными действиями так и с их представлениями. В то же время, к окончанию начальной школы у половины детей развитие внутреннего плана действий соответствует третьему этапу, а именно школьники могут мысленно перемещать воображаемые предметы, планировать новую последовательность действий, но не помнят начало действия и его конец. Некоторым ученикам присущей четвертый и пятый этапы развития внутреннего плана действий, а именно дети, которые находятся на четвертом этапе умеют быстро и без ошибок строить небольшую последовательность действий, но еще не могут мысленно составить план решения задачи с большим числом действий и рассчитать их намного вперед; полностью регулируют свои действия во внутреннем плане, могут разработать изначально общий план, программу выполнения значительного числа действий те дети, которые находятся на пятом этапе [14].
Итак, согласно этому подходу Я.А. Пономарев отмечает, что высший этап развития внутреннего плана действий (планирование — Авт.) Позволяет ребенку полностью управлять своими действиями на основе наличия общего плана, общей программы выполнения большого числа действий. Планирование является способом организации человеческой деятельности, главной целью которой является наличие цели действия, которая опережает программа поведения. Ученый доказывает, что уровень развития способности действовать мысленно, во внутреннем плане показателем общего умственного развития человека [Гам же].
2. Планирование как функция мышления. Рассматривая умственные функции в ситуациях решения задач, В.Х. Магкаев отмечает планирования как поиск и построение потенциально возможной системы действий. Эти возможные системы действий, по мнению автора, дают возможность ориентироваться индивиду в заданных условиях задачи, предвидеть результаты будущих действий, выявлять формы и способы организации собственной деятельности [12].
В.Х. Магкаев выделяет следующие основные компоненты планировочных действий: 1) планировочные действия как мыслительный поиск еще неизвестной, но потенциально возможной системы действий (а не запоминание и воспроизведение мысленно заученных действий); 2) поиск этой системы действий имеет преднамеренный характер (замысел, план); их логическая организация и способы ее построения является предметом деятельности индивида; 3) эти системы строятся на основе предвидения индивидом результатов будущих действий [Там же].
Итак, планирование является организация и построение своей деятельности индивидом, которое с одной стороны включает логическое решение задачи, а с другой, предсказания результатов его решения.
По мнению автора, чем больше число отдельных примирювань (ходов) учеником объединялось в группы, а их последовательность содержалась в общем результате, тем рациональнее считался тип планировки. В зависимости от исполнения пробных действий учащимися при решении задачи В.Х. Магкаев выделяет способы планирования. Одним из основных принципов построения типологии стало количество ходов, которые может предусмотреть ребенок при решении задачи. Итак,
: ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПЛАНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ МЫШЛЕНИЯ У ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ.
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.