Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Исследование познавательного интереса

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

На сегодняшний день актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации отечественного образования, а также требованиями ФГОС ДО [20]. Особую популярность имеют образовательные системы, в которых педагоги создают условия для всестороннего развития личности самого ребенка.
Известно, что познавательная активность возникают у ребенка довольно рано. Можно утверждать, что проблема формирования познавательных интересов ребенка является значимой в современной педагогике и психологии образования.
Познавательный интерес детей дошкольного возраста – это личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально – эмоциональный отклик ребенка на процесс познания; стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессам обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
В дошкольном возрасте психологические основы влияют на становления познавательного интереса:
– возрастает потребность активности в поиске необходимой информации, которая выражается в настойчивости к устремлению в познании новой информации;
– процесс познания интеллектуализируется, т.е. происходит переход от чувственного познания мира к теоретическому познанию в вопросной форме и являются продуктом интеллектуальной деятельности;
– происходит расширение диапазона вопросов интересующих ребенка;
– познание переходит от внешних свойств и назначений предметов к сущности явлений, связей, отношений;
– повышается устойчивость ситуативного интереса к поиску нужной информации [18,с. 11].
В дошкольном возрасте познавательные интересы имеют развитую структуру. Н.К. Постникова доказали, что познавательные интересы в старшем дошкольном возрасте имеют одинаковую структуру, что и в школьном, а именно:
– интеллектуальный компонент – несет в себе направленный характер на познание объекта, стремление постичь его сущность;
-эмоциональный компонент– подразумевает собой положительное эмоциональное отношение к объекту;
– волевой компонент – рассматривается как степень сосредоточенности на объекте, умение применять свои усилия для достижения поставленной цели [22, с. 9].
Во многом познавательные интересы у детей зависят от новизны и яркости наглядного материала, особо важную роль в развитии познавательных интересов играет, яркая положительная эмоциональная окрашенность.
Формирование познавательного интереса тесно связано с процессом учения, когда ребенок постепенно переходит с одной ступени знаний на другую, овладевает познавательными и практическими умениями, с более низкого уровня, к более высокому уровню развития.
Направленность детей старшего дошкольного возраста на окружающие их предметы и явления, окружающую действительность- это проявление познавательного интереса.
Направленность характеризуется стойким стремлением к познанию к новым знаниям. В определенной системе обучения, развивается познавательный интерес и является основой положительного отношения к обучению.
В исследовании Г.И. Щукиной прослеживается четкая взаимосвязь познавательных интересов с знаниями: они являются основой познавательных интересов. Знания не могут возникать сами по себе, интересы способствуют глубине и прочности усвоения знаний, т.е. их обогащению и расширению. Формирование познавательных интересов невозможно без обогащения детей знаниями в процессе обучения. Познавательные интересы могут быть устойчивыми и глубокими в случае того, когда они основываются на прочных, осознанных знаниях [30].
Процесс усвоения детьми знаний находится в полной зависимости от развития познавательных интересов – чем сильнее, активнее познавательные интересы, тем глубже, и прочнее знания детей.
Этапы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста:
– постановка определенной проблемы,
– определенность с источниками получения необходимой информации,
-взаимодействие в процессе общения с взрослыми как способ осуществления познания,
– системность и обобщенность полученного опыта,
-применение полученного опыта в процессе различных видов детской деятельности [21,с. 49].
Эффективность формирования познавательных интересов детей зависит от педагогически правильной организации, использования ее объективных условий и внутренних возможностей личности ребенка. К ним относятся потребности, цели и задачи, позиция на основе которой возникают отношения к предметному миру и к окружающим людям, уровень умственного развития.
Н.Г. Морозова разработала структуру деятельности, влияющую на формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста.
Для этой структуры характерны следующие особенности:
– появляется в процессе непонимания вопросов у самого ребенка;
при этом подача нового материала должна опираться на полученные ранее представления, которые должны выступать в противоречие с новыми фактами и требовать разъяснения;
– дети ставят и принимают задачи для совместного с воспитателями самостоятельного решения.
Педагог способствует тому, чтобы собственные задачи дошкольников, вызывали желание самостоятельно добиваться их решения;
– при организации поиска решения задач, ребенок проходит через преодолимые трудности, именно это приводит детей к положительному результату;
– решение задачи по факту: включение возникающих новых вопросов, благодаря чему познавательный интерес становится долговременным и устойчивым.
В познавательной деятельности роль интересов сводится к следующему:
-интересы способствуют глубине и прочности знаний у детей старшего дошкольного возраста;
-проявляется и повышается качество умственной деятельности, это сказывается в целом на общем развитии детей дошкольного возраста;
-влияет на форсированность личности ребенка:
– проявляется активность ребенка в обучении, что благополучно
припятствует формированию способностей, развивается творческий интерес к различным видам деятельности;
-познавательный интерес – основа учебной деятельности [16,с. 78].
По мнению, Г.И. Щукиной у детей дошкольного возраста познавательный интерес наиболее интенсивен благодаря эмоционально-чувственному освоению мира.
Познавательный интерес формируется с помощью усилий окружающих взрослых [30].
Таким образом, познавательный интерес – избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие. Интерес у дошкольников возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности. Специально организованная практико-познавательная деятельность позволяет дошкольникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜