Референтная группа — это такое образование, которое обладает рядом норм и моральных установок. Люди в таких объединениях определяют для себя такие критерии и стараются следовать им, понимая их как образец поведения. При этом в такой группе человек выделяет для себя образцы поведения и может сравнивать его в рамках норм, принятых в данном объединении. Благодаря таким группам индивид может определить для себя границы поведения и опознать, в какой социальной структуре общества он находится.
Стадии (динамика) развития малой группы:
1. Фаза первичного восприятия и формирования первого впечатления о партнерах.
2. Фаза сближения, формирования оценки и самооценки в связи с группой, складывание установок на совместное действие.
3. Фаза совместного действия, включающая в том числе принятие ролей и определение статуса.
4. Фаза сцепления – укрепление чувства «мы», формирование групповых норм и т.п.
1.2. Характеристика религиозной группы
Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
Религиозной организацией является добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы, как правило ее участниками, либо участниками централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в ее структуру.
Религиозная группа дает чувство общности — выраженное чувство консолидации между приверженцами одной веры и противопоставление себя всем прочим, не подпадающим под это определение людям. Становление человека новообращенным того или иного религиозного культа сопровождается и закрепляется, как правило, исполнением соответствующих ритуалов. Все вышеуказанные изменения позволяют верующим довольно четко дистанцироваться от других, неверующих или принадлежащих иной конфессии, определить, кто свой, а кто – чужой. Большинство традиционных религий придает такому разграничению очень большое значение.
Новые религиозные движения (НРД) — это широкий круг движений, начиная с тех, которые основаны на новых подходах к религии и духовности и предоставляющие своим последователям свободное членство, и заканчивая общинными организациями, которые требуют от своих последователей значительного соответствия другим членам группы и социальной индивидуальности, что отделяет их от остальной части общества.
Новые религиозные движения не способствуют поддержанию единой идеологии, однако большинство новых религий не относятся враждебно к обществу и не стремятся к каким-либо насильственным действиям. Опасность на макроуровне исходит от отдельных НРД, но не от всех. Данные организации нуждаются в постоянном изучении, особенно если в учении вскрываются какие-то политические амбиции, либо высказываются признаки разжигания религиозной розни. Также следует помнить, что новые религиозные движения — более гибкие образования, чем предлагает считать парадигма «тоталитарных сект» — здесь могут быть расколы, изменения от уровня к уровню и т.п.
Однако на микроуровне участие в новом религиозном движении может вызвать массу проблемных ситуаций, в первую очередь, семейные и карьерные затруднения для участников. Мотивы и цели у участников и у групп на каждом уровне могут различаться, но религиозная деятельность, в независимости от того, культовая или внекультовая, укладывается в определенные стратегии.
Таким образом, специфика воздействия религиозной группы на личность человека определяется рядом особых, присущих ей черт, и осуществляется с помощью важных психологических механизмов, повышающих как самооценку личности, так и ее духовное содержание, обеспечивающие интерес и наполненность жизни, помогающие противостоять трудностям и направляющие деятельность. Это ощущение принадлежности к определенной общественной группе, поддержка этой группы, это удовлетворение потребности в трансцендентных переживаниях и мифологическом мышлении, должествование, обусловленное высшим смыслом, с ощущением внешнего контроля над своими действиями.
Исследование малой религиозной группы
- Дмитрий Аксёнов
- Социальная работа
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.