Метод исследования предполагает анализ двух уровней внешнего окружения: среды дальнего и среды ближнего окружения. Применительно к корпоративному управлению основной задачей PEST-анализа является целенаправленный поиск во внешней среде возможных причин кризиса конкретной организации, а также выявление сигналов, свидетельствующих о возможном изменении рыночной конъюнктуры и конкурентной позиции фирмы.
Наряду с вышеизложенным, предлагается более детальное изучение процесса анализа внутреннего устройства и внешнего окружения организации гостеприимства, возможна разработка более прагматичного метода анализа среды предприятия, учитывающего определенный набор факторов и дающего наиболее объективный результат.
1.3. Механизм разработки стратегии гостиничного предприятия на основе анализа внутренней и внешней среды
Опыт показывает, что успешно работающие гостиничные организации заранее определяют цель деятельности, которую должны осознать и поддерживать все члены компании. Миссия, политика и цель отеля являются определяющими и способствуют динамичности и высокому уровню активности, долговечности, ориентированности на потребителя. Если цель поддерживается всем коллективом, следовательно, она реальна и достижима.
Внешняя среда является источником, питающим гостиницу ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Гостиница находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.
Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют другие отели, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существуют возможности того, что гостиница не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для отеля последствиям.
Задача стратегического управления состоит в том, чтобы обеспечить такое взаимодействие отеля со средой, которое позволяло бы ему поддерживать его потенциал на уровне, необходимом для достижения его целей, и тем самым давало бы ему возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Стратегическое планирование требует применения различных методов анализа, одним из которых является SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон предприятия и возможностей и угроз рынка), который предусматривает осуществление систематического развития стратегического мышления менеджеров путем изучения и учета прошлого опыта, с одной стороны, и прогнозирования будущего, с другой.
Общий стратегический план следует рассматривать как проектный план, который направляет деятельность гостиницы в течение продолжительного периода времени, обладающий определенной гибкостью для отслеживания меняющихся условий внешней среды и внесение необходимых корректив.
Алгоритм стратегического планирования представлен на рисунке 1.