М.Г. Гинзбург трактовал интеллектуальную инициативу как внутренне стимулированное стремление ребенка к аналитической деятельности, результатом которого будет обнаружение важных закономерностей и связей. Индивидуальные психологические особенности младшего школьника и раздражители, т.е. стимулы, в равной мере оказывают влияние на процесс познания. Стимул можно заменить такими синонимами, как новизна, неожиданность, озадачивание. Сами по себе стимулы порождают в ЦНС ситуацию противоречия. Чем ярче такой конфликт и острее возникшая проблема перед ребенком, тем сильнее она привлекает его и вызывает желание ее решить. Педагоги и психологи занялись рассмотрением проблемы развития познавательной деятельности младших школьников в контексте (20).
В ходе некоторых педагогических исследований И. А. Ильницкой были обнаружены важные принципы активизации познавательной деятельности (13).
1. Принцип проблемности. Главный принцип, лежащий в основе активизации познавательной деятельности. Педагог создает проблемную ситуацию путем последовательно усложняющихся задач. Ученик понимает, что в решении поставленной проблемы ему не хватит имеющихся знаний. Такая ситуация вынуждает обучающегося формировать новые знания при помощи учителя, основываясь при этом на логике и своем/чужом опыте. Полученные знания – это результат собственной активности познавательной деятельности младшего школьника.
2. Принцип исследования изучаемых проблем. Познавательная деятельность носит поисковый, творческий характер, неся в себя элементы обобщения и анализа. Процесс изучения явлений и проблем имеет исследовательскую направленность.
3. Принцип взаимообучения. Формирование у младших школьников способности к анализу и обобщению изучаемых явлений, информации, фактов; наличие творческого подход в использовании этих знаний; умение делать выводы из собственных ошибок; развитие и применение приобретенных и уже имеющихся знаний и умений.
4. Принцип наличия адекватности познавательной деятельности по отношению к практическим задачам. Познавательная деятельность должна имеет максимальное приближение к реальной деятельности. Это обеспечивает переход от теоретического осмысления полученной информации к ее практическому осмыслению.
5. Принцип индивидуализации. В соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями учеников применяются определенные формы и методы обучения.
6. Принцип мотивации. Наличие стимула, который обеспечивает активность младшего школьника. Только желание самого ребенка в начале активной деятельности, а не принуждение со стороны учителя, побуждает решить появившуюся проблему, познать новое, оспорить или доказать.
7. Принцип самообучения. Механизм самоконтроля и саморегулирования важны в процессе обучения. Представленный принцип требует индивидуализацию познавательной деятельности, основу которой составляет активное стремление учеников начальной школы к пополнению и совершенствованию имеющихся знаний путем самостоятельного изучения дополнительной литературы.
Прежде чем рассмотреть методы, приемы и средства активизации познавательной деятельности младших школьников, разграничим понятия «метод», «прием» и «средство» в познавательной деятельности.
Рассмотрим определение данных понятий по Л.В. Чесноковой. Средство обучения – это все материалы, которые используются преподавателем для осуществления учебного процесса и достижения поставленных целей. Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Это совокупность путей и способов решения образовательных задач. Прием обучения – это элемент метода, отдельный шаг в реализации метода, действие (24).
Педагогическая практика показывает, что чем больше школьник проявляет познавательную активность, тем качественнее результат обучения. Современные педагоги придают большое значение поиску эффективных путей обучения, качественному усвоению знаний, выявлению внутренних резервов познавательной активности младших школьников. При удовлетворении потребности младшего школьника самостоятельно познать новое происходит закрепление положительной мотивации, которая переходит во внутренние стимулы к обучению. В современном мире держится тенденция преумножать уже имеющиеся средства активизации познавательной деятельности, которые будут оказывать положительное влияние на самостоятельную познавательную активность ученика. Многие педагоги-дидакты (Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов., И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый и т.д.) твердят о том, что для формирования познавательных мотивов подходят все приемы совершенствования учебного процесса.
Таким образом, мы выявили, что проблему познавательной активности педагоги активно изучают. В основе познавательной деятельности учеников лежит познавательная активность, а активизация познавательной деятельности не возможна без воздействия на познавательную активность, потребность в умственных впечатлениях и умственных усилиях.
Использование творческих домашних заданий в процессе формирования познавательной активности младших школьников
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.