Творчество предполагает самостоятельность, независимость мышления. Стремление развить эти качества и движет педагогами при работе с детьми. [20, с 23]. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. создавать что-то новое [20, с 51]. Толковый словарь русского языка дает следующую трактовку: творчество – это «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» [23]. Словарь «Психология» рассматривает творчество, как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [19].
Творческая одаренность ребенка не дается ей в готовом виде от природы. Врожденные способности – это лишь одна из предпосылок чрезвычайно сложного процесса формирования индивидуально-психологических качеств, в
том числе и художественно-творческого развития, которые в огромной степени зависят от воздействия окружающей среды, системы воспитания, характера деятельности.
В процессе творческого развития ребенок овладевает определенным количеством объектов, способами действий с ними, учится подражать действиям окружающих. Следует отметить, что способность к обучению отнюдь не противоречит процессу развития личности, а является его необходимым условием. Для творческой личности способность учиться и способность к поискам должны сочетаться на всех этапах ее становления и во всех видах деятельности. Творческая личность развивается в условиях постоянного расширения поисковых действий, что обеспечиваются или специальными условиями воспитания, или инициативой самой личности [2, с.112].
Как считают О.М. Дьяченко, Е.А. Флерина, Н.А. Ветлугина, если подобрать соответствующие методы обучения, то дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения гораздо более высокого уровня, чем их необученные сверстники. У каждого ребенка творческие способности индивидуальны. По мнению И.В. Дубровиной, Е.Е. Даниловой и А.М.Прихожан: «Способности – это внутреннее условие развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром» [8, с. 32].
«Творческие способности – это индивидуальные способности личности, проявляющиеся в определенных видах деятельности, порождающие нечто качественно новое, оригинальное» [10]. Творческие способности проявляются в порождении необычных идей, отличаются от традиционных схем мышления, позволяют быстро решать проблемные ситуации.
Основной путь развития творческих способностей у дошкольников заключаются в создании взрослыми доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих задач, формирования общей эвристической структуры опыта ребенка и способов деятельности, которые благоприятствуют самостоятельному поиску и выделению в окружающей действительности проблемных ситуаций и задач.
Творческие задания ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, создавать что-то новое. На начальном этапе педагог и ребенок вступают в партнерские отношения в решении проблемных задач, сотворчество при этом раскрывает источники, средства, формы и способы творческой деятельности, определяет сущность, вид, качество творческого продукта. В дальнейшем творческие задачи нацеливают на самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей ребенка в самостоятельной творческой деятельности.
Таким образом, творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек (формы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста происходит в процессе воспитания установок на творчество, формирования способов и приемов творческой деятельности и при возможности самостоятельного творческого поиска, в условиях развивающей художественно-эстетической среды.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу особенностей художественного творчества дошкольников можно сделать вывод о том, что несмотря на различие подходов к успешной творческой деятельности ребенка, исследователи единодушно акцентируют внимание на том, что такие компоненты творческих способностей, как оригинальность изображения, эмоциональная выразительность, сюжетная разработанность играют важную роль.
Рассмотрим далее более подробно особенности детского экспериментирования.
Использование (развитие ,особенности) художественного эксперементирования у дошкольников.
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.