С самого рождения человеку дано природное внимание в виде способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, которые несут в себе элементы информационной новизны. Социально обусловленное внимание формируется прижизненно вследствие обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным осмысленным реагированием на объекты.
Проявление непроизвольного внимания у детей относится уже к первым месяцам жизни. Дети реагируют на резкую смену внешних раздражителей: резкие звуки, яркий свет и тому подобное. С третьего по пятый месяц жизни у ребенка появляется способность обращать внимание на конкретные объекты, особенно если они яркие и блестящие. В младенческом возрасте внимание ребёнка прежде всего привлекают те предметы и их свойства, которые связаны с удовлетворением основных потребностей. В раннем детском возрасте внимание носит неустойчивый, диффузный характер, однако в том случае, если объект ребенку интересен, обладает сильным эмоциональным зарядом, он может проявлять к этому объекту внимание в течение продолжительного времени. эта особенность может быть использована в дальнейшем для развития произвольного внимания [21].
На протяжении старшего дошкольного возраста идет процесс развития свойств внимания. Старшие дошкольники уже осознают себя, они овладели базовыми навыками существования в обществе, осознали себя как субъектов своих желаний и возможностей. На этом этапе происходит самооценка, преобразование характерных для ребёнка форм поведения в наполнение его самосознания. Осознание ребенком того, что он сам творит свою жизнь, свою судьбу, и от его собственного поведения зависит его будущее, осознание собственной ответственности перед самим собой за свои поступки. В этот момент он осознает свою ответственность и перед окружающими за свое поведение [24]. Проявляется ответственные отношения с окружающими. В это время происходит кризис, в течении которого идеальный и реальный ребенок начинают различаться. Ребёнок осознает себя в контексте соответствия определенным ценностям, и требует от себя этого соответствия. Особенно важным считается уровень мотивации и стремления к обучению, уровень операционных навыков, а также степень развития мелкой моторики.
Несмотря на то, что произвольное внимание с одной стороны является новообразованием младшего школьного возраста, которое развивается внутри учебной деятельности, с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.
Таким образом, на протяжении всей истории изучения внимания всегда возникало большое количество мнений относительно его природы. В психолого-педагогической литературе внимание представлено как:
– направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других;
– сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении;
– процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.
Даже на сегодняшний день до сих пор нет точного мнения, является ли внимание самостоятельным психическим процессом или оно выступает частью других, помогая им лучше выполнять свои функции.
Использование приемов методики Воскобовича как способ развития внимания детей старшего дошк.возраста в доо
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.