Аналогичные затруднения возникают у детей и при освоении общепринятого деления года. Первоначально дошкольники оказываются способными локализовать во времени события, хорошо им знакомые, обладающие особой эмоциональной притягательностью («зима – это когда дед Мороз подарки приносит», «летом можно купаться в речке») [6]. По данным исследований Т.Д. Рихтерман, Е.И.Щербаковой, многие дети старшего дошкольного возраста не знают названий дней недели, не могут определить их последовательность. Имеет место неравномерность усвоения названий дней недели: лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску (понедельник, суббота). Эта особенность проявляется и в запоминании детьми названий месяцев [5]. При воспроизведении временной последовательности (дней недели, времен года, месяцев) у дошкольников на первый план выступают эмоционально более сильные раздражители, тормозя остальные, поэтому последовательность расположения эпизодов может определяться не временной последовательностью явлений, а их эмоциональной значимостью для ребѐнка. И только постепенно эмоциональная значимость восприятия заменяется смысловой значимостью: последовательность отдельных моментов начинает соответствовать причинно-следственным отношениям между ними. Воспроизведение временной последовательности предполагает установление отправной точки отсчѐта времени. Дети старшего дошкольного возраста активно пользуются временными наречиями. Но не все временные понятия осознаются ими и правильно отражаются в речи: лучше усваиваются наречия, обозначающие скорость и локализацию событий во времени (давно, быстро и т.п.), хуже – наречия, выражающие длительность и последовательность (после, долго, скоро и т.п.). У большинства детей не вошли в активный словарь понятия, выражающие временные отношения при сравнении возрастов (старше, моложе) [13]. Значительные затруднения испытывают дети при определении времени с помощью часов или календаря. Как отмечают Т.Д. Рихтерман, Т.А. Мусейибова, у большинства детей старшего дошкольного возраста отсутствует понимание системного характера каждой отдельной единицы измерения. Дети дошкольного возраста проявляют ярко выраженное стремление сориентироваться во времени, используя общепринятые временные эталоны, опосредующие его восприятие. Однако такие особенности времени, как его текучесть, необратимость, отсутствие наглядных форм, а также относительность словесных обозначений его временных интервалов и отношений, затрудняют процесс стихийного формирования представлений о времени, что актуализирует необходимость осуществления целенаправленного обучения.
Использование наглядного моделирования как способ формирования представлений о времени детей 4 года жизни
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.