Возьмём, к примеру, нарушения речи. Такие специалисты как логопеды используют инновационные методики для работы с детьми при коррекции нарушений в речи, основанные на использовании арт-методов. К основным методам, которые использует в своей работе логопед, относят: практические, наглядные и словесные. К практическим методам относят: упражнение, игры и моделирование, рисование. К наглядным методам относят: наблюдение, рассматривание рисунков. Основными словесными методами являются: рассказ, пересказ, беседа и чтение. Эти методы довольно эффективно борются с различной тяжестью нарушений речи.
В процессе логопедической работы предусматривается развитие не только речевой моторики, но и сенсорных функций, познавательной деятельности, внимания, памяти и формирование личности ребёнка с одновременной регуляцией и коррекцией социальных отношений. Кроме этих методов логопеды используют различные арт-методы, которые делают процесс коррекции не только поучительным, но и необычно интересным для ребёнка.
В наше время используют такие виды искусства как: рисование, включение сказок и театрализации занятий, игровые методики, работу с песком, различные виды музыки. Довольно часто в коррекционной работе используется музыка. Использование музыки с лечебно-коррекционной целью имеет давнюю историю. В прошлом музыка широко применялась во врачебной практике. Музыкальную терапию применяют во многих странах мира для лечения и профилактики различных заболеваний. В общем представлении музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Лечение музыкотерапией при каком-либо заболевании, одновременно ведёт к развитию речи, так как организм взаимодействует между собой и является единым целым [3].
Музыка сильно воздействует на человека. Она может укреплять иммунную систему, улучшает обмен веществ и приводит к снижению заболеваемости. Она может влиять на настроение человека. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, придаёт сил, подымает настроение, что положительно влияет на организм человека. Она влияет на сердечно — сосудистую систему, что способствует уменьшению времени двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы. Духовная, спокойная и религиозная музыка придаёт чувство покоя, восстанавливает душевное равновесие, что полезно для взаимодействия с ребёнком во время логопедической работы. Музыка способствует развитию речевой деятельности.
Широко используется музыкальная ритмика при коррекции речевых расстройств. В такой работе используют музыкально — логопедические рифмовки – короткие стихи, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые необходимо пропевать. Мелодия, которая сопровождает стихи, имеет простые повторяющиеся обороты. Она должна быть спокойной и легка для восприятия ребёнком. Музыкальная методика способствует положительному результату в коррекции и развитии ребёнка. В музыкальной деятельности происходит развитие ритмического рисунка, расширение диапазона, формируется правильное дыхание. Такая методика способствует развитию и коррекции не только речи, но и музыкальных способностей. Даже для детей с ОВЗ и детей с тяжёлым нарушениями речи эта методика может помочь улучшить развитие речи. Музыка помогает снять эмоциональное напряжение ребёнка, что способствует повышению внимания и проявлению интереса ребёнком к работе с логопедом.
Логоритмика — тесная связь слова, музыки и движения. В процессе этого приёма активизируется и расширяется словарный запас, развивается мышечная активность, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал. Важным в музыкальной коррекции является пение. Благодаря пению идёт развитие не только голоса и интонации, но и происходит активизация речи, развитие речевого и певческого дыхания, артикуляции. Ребёнок развивает чёткость произношения, что способствует развитию уверенности. Применяют пальчиковую гимнастику с пением, что способствует развитию мелкой моторики, речи и мышления.
Мы считаем, что использование музыки во многом поможет развитию и коррекции речи ребёнка. Она помогает ребёнку расслабиться, синхронизирует дыхание, изменяет гемодинамику, обмен веществ, гуморальные реакции, влияет на эмоциональное состояние ребёнка. Такую методику нужно применять с раннего детства, чтобы ребёнок развивался не только физически, но и психически. Музыка должна быть подобрана специально для обучения и развития, чтобы она не мешала ребёнку, а наоборот способствовала развитию и коррекции речи. Для коррекции речи эффективно пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании.
Методика основана на взаимосвязи между голосом, акустической вибрацией и нервными центрами. Воздействие гласных звуков и нот звукоряда на организм различно, так как характерна своя амплитуда колебания звуковых связок. Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, является массажем внутренних органов, повышая сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям. Пропевание гласных способствует запоминанию этих звуков и положительно влияет на организм ребёнка. Проводятся звуковые игры с согласными. Они позволяют автоматизировать звуки, совершенствуют дыхательную функцию, что помогает в развитии речи ребёнка. Происходит закрепление правильного произношения согласного звука. Ребёнок постепенно запоминает все согласные и применяет их чаще в своей речевой деятельности. Музыка помогает заинтересовать ребёнка обучаться. Это поднимает настроение ребёнку и корректирует его нарушение в речи [4].
Использование музыки и движений, на музыкально-ритмических занятиях со слабослышащими школьниками
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.