Деление наглядного дидактического материала на демонстрационный и раздаточный весьма условно. Одни и те же могут использоваться и для показа, и для упражнений. Следует учитывать размеры пособий: раздаточный материал должен быть таким, чтобы сидящие рядом дети могли удобно располагать его на столе и не мешать друг другу во время работы. Поскольку демонстрационный материал предназначен для показа всем детям, он по всем параметрам крупнее, чем раздаточный. Существующие рекомендации относительно размеров наглядных дидактических материалов при формировании элементарных математических представлений детей носят эмпирический характер, строятся на опытной основе. В этом отношении определенная стандартизация крайне необходима и может быть достигнута в результате специальных научных исследований. Пока отсутствует единообразие в указании размеров в методической литературе и в выпускаемых промышленностью комплектах, следует практически устанавливать наиболее приемлемый вариант в каждом конкретном случае, ориентироваться на лучший педагогический опыт.
Наглядный дидактический материал служит для реализации программы развития элементарных математических представлений в процессе специально организованных упражнений на занятиях. С этой целью используют:
— Пособия для обучения детей счету;
— Пособия для упражнения в распознавании величины предметов;
— Пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур;
— Пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;
— Пособия для вправления детей в ориентировании во времени [9, с.24].
Данные комплекты пособий соответствуют основным разделам программы и включают как демонстрационный, так и раздаточный материал.
Дидактические средства, не входящие в оборудование для организации учебной деятельности, хранятся в методическом кабинете детского сада, в методическом уголке групповой комнаты, их содержат в коробках с прозрачными крышками или на плотных крышках изображают аппликацией предметы, которые в них находятся. Природный материал, мелкие игрушки для счета могут находиться и в ящиках, имеющих внутренние перегородки. Такое хранение облегчает поиск нужного материала, экономит время и место [9, с.24].
В последние годы стало шире использоваться такое дидактическое средство, как учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе. Некоторые из них адресованы семье, другие — и семье, и детском саду.
Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями. Сделать обучение наглядным — это не только создать зрительные образы, но и включить ребенка непосредственно в практическую деятельность. На занятиях по математике в детском саду воспитатель в зависимости от дидактических задач, использует разнообразные средства наглядности. Например, при обучении счету можно предложить детям реальные (мячи, каштаны, куклы) или условные (палочки, кружочки, кубики) объекты. При этом предметы могут быть разными по цвету, форме, величине. На основе сравнения разных конкретных множеств ребенок делает вывод об их количестве, равенстве или неравенстве. В этом случае главную роль играет зрительный анализатор.
Современному ребенку необходимо уметь последовательно и доказательно мыслить, рассуждать, проявлять умственную активность. В организационной плоскости образовательной среды современного дошкольного учебного заведения приобретает актуальность создания целостной системы информационно-ресурсного наполнения для решения детьми разноплановых образовательных задач, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных линий; внедрение инновационных педагогических и информационно-коммуникационных технологий. В указанном контексте заслуживают внимания такие технологии и методики:
— ЛЕГО-технологии с использованием конструкторов LEGO Education. Они обеспечивают интеллектуальное, физическое, эмоционально-ценностный и креативное развитие дошкольников. Дети приобретают способность независимо мыслить, работать самостоятельно. Воспитанники учатся планировать свою деятельность для достижения поставленной цели, действовать двумя руками под контролем зрения, выполнять задание до конца, преодолевая трудности различного характера, овладевая приемами выполнения практической деятельности. Навыки, полученные во время занятий с конструкторами LEGO Education, способствуют нравственному воспитанию детей. Воспитанники учатся уважать взрослых и товарищей, делиться материалами, помогать друг другу, решать проблемную ситуацию совместными усилиями.
— Новая образовательная технология «едьютейнмент», предложенная К. Крутой. Едьютейнмент сочетает в себе развлекательные приемы, методы интерактивного и активного обучения, мотивацию к познанию и взаимодействию. Технология основывается на получении ребенком и педагогом удовольствие от процесса обучения (первичного интереса к предмету, явления, информации), что будет способствовать мотивации дошкольников к обучению [8, с. 2-6].
— Методика формирования здоровьесберегающей компетентности. Ее внедрение в образовательный процесс дошкольных учебных заведений обеспечит повышение у детей интереса к получению знаний о здоровье, развитие мотивации на здоровый образ жизни, формирование знаний, умений и навыков сохранения здоровья, практическое применение жизненных навыков, способствующих физическому, социальному, психическому и духовному здоровью [1].
— «Лэпбук» — один из перспективных методов, что способствует развитию внимания, памяти, творческого воображения, выработке умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Лэпбук – интерактивная тематическая папка – самодельная бумажная книга с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Это дидактическое пособие, которое помогает детям в игровой форме усвоить материал. Структура и содержание лэпбука доступны детям дошкольного возраста, он стимулирует игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Ребенок может быть активным участником создания лэпбука на любом этапе.
Внедрение указанных технологий и методик будет способствовать максимальному раскрытию личностного потенциала дошкольника в процессе обучения, воспитания и развития, приобретению ребенком необходимых образовательных компетенций, формированию у воспитанников психологической готовности к обучению в школе.
Таким образом, эффективность обучения достигается соединением слова воспитателя, практических действий детей и различных средств наглядности, поскольку процесс формирования понятий неотделим от конкретных представлений, от формирования способов действий.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКОВ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.