Анализ результатов обследования состояния звукопроизношения показал, что у 16% детей смешиваются лабиализованные гласные звуки [у], [о], все гласные произносятся редуцированно. Наиболее трудными в произношении для дошкольников с дизартрией оказываются твердые свистящие звуки [с], [з] – у 33% детей. У 16% детей страдает произношение звука [ц], заменяется на звук [с,] или искаженное произношение звука [с]. У 66% испытуемых шипящие звуки [ш], [ж] заменяются искаженными свистящими. Сонорные звуки нарушаются следующим образом: у 33% детей отмечается губное произношение звука [л]; у 66% дошкольников отсутствует звук [л]; у 16% детей наблюдается увулярное произношение звука [р]; у 83% испытуемых отсутствуют сонорные звуки [р], [р,]. Остальные согласные и гласные звуки сохранны. У 50% детей отмечались антропонические дефекты свистящих (у 34% дошкольников) и шипящих звуков (у 16% дошкольников). Проявлялись устойчивые замены сонорных звуков (у 16% детей). Таким образом, проведенное исследование состояния звукопроизношения выявило, что чаще встречаются дефекты произношения, проявляющиеся в виде неустойчивых смешений звуков.
С целью организации индивидуальной работы нами были подробно рассмотрены недостатки произношения различных групп звуков у дошкольников логопедической группы.
В ряде случаев выявление уровня нарушения звука осложнялось тем, что дети затруднялись в правильном повторении предложения за логопедом. У 67% испытуемых наблюдались устойчивые замены одного и того же звука, часто зависящие от соседних звуков или слов; перестановки и пропуски слов в предложении.
Исследование уровня слухового внимания было направлено на оценку состояния фонематической стороны речи. У 17% дошкольников наблюдался низкий уровень состояния слухового внимания, дети не смогли правильно назвать и показать звучащий инструмент. У 50% дошкольников наблюдался средний уровень состояния слухового внимания, у них возникали трудности в определении направления звучания инструмента. У 33% испытуемых не возникло трудностей в выполнении задания.
Таким образом, проведенное исследование слухового внимания у детей логопедической группы выявило выраженную недостаточность. В целом, по группе, наблюдались нарушения у 67% детей, что определило необходимость формирования слухового внимания в процессе коррекционной работы.
Следующим направлением исследования стала оценка фонематического восприятия у детей. Обследование показало, что у 50% дошкольников фонематическое восприятие находилось на низком уровне, у 50% детей наблюдался средний уровень фонематического восприятия. Дети затруднялись в произношении и различении сходных фонем на слух, допуская многочисленные ошибки в воспроизведении звуковых, слоговых рядов и рядов слов. Трудности вызвало и задание в дифференциации слов, близких по звуковому составу, отличающихся одним звуком. У 50% детей наблюдались ошибки на смешение при узнавании твердых и мягких звуков, у 50% детей — свистящих и шипящих звуков.
Оценка состояния фонематического анализа выявила, что у 66% дошкольников наблюдался низкий уровень. Дети не смогли правильно определить местоположение звука в слове. У 33% дошкольников был выявлен средний уровень состояния фонематического анализа, трудности возникли в определении положения звука в конце и в середине слова.
Исследование уровня фонематического контроля организации слоговой структуры слова показало, что у 66% детей был выявлен низкий уровень сформированности разнослоговой структуры слова. Дошкольники допускали следующие ошибки: сокращения числа слогов (33% дошкольников), перестановки слогов (16% детей) и звуков внутри слога и слова (16% дошкольников). В целом, 33% дошкольников показали средний уровень развития слоговой структуры слова.
Далее мы разрабатывали комплекс дидактических игр по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников.
На следующем этапе осуществлялся анализ эффективности использования разработанного комплекса дидактических упражнений по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников с ФФНР на основе анкетирования педагогов.
Использование дидактических игр в логопедической работе детей с ффнр
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.