Сонаты ор.5 были опубликованы в своем оригинальном виде в 1766 году. На титульном листе обозначено, что они написаны для фортепиано, а не клавира (харпсихорда). Именно И.К. Бах сыграл главную роль в развитии нового инструмента в Лондоне. Как писал Ч. Берни, именно после приезда И.К. Баха изготовители клавесинов стали переквалифицировать свое производство на пиано-форте. Именно Бах был первым, кто осуществил первое публичное исполнение на фортепиано в 1768 году.
Очевидно, И.К. Баха следует считать экспертом в области инструментов клавирного семейства и фортепиано. Именно ему отец завещал лучшие из своих инструментов, и в Лондоне он тесно взаимодействовал с фортепианными мастерами, а также пианистами, отправляя им из Лондона инструменты: он послал в Париж фортепиано для пианистки мадам Брийон, а также для дочери Д. Дидро.
Стиль И.К. Баха обозначают как космополитичный и смешанный. Разумеется, его работа в различных странах и жанрах способствовала тому, что его музыкальный язык аккумулировал в себе различные влияния, создавая уникальный сплав суровой строгости протестантизма, в лоне которого прошли его детство и юность, звуковой роскоши католического богослужения, блестящей вокальной театральности итальянской оперы, а также всех тех влияний, которых он не мог не почувствовать в Англии – в особенности музыки Г.Ф. Генделя, оратории и церемониальная придворная музыка которого продолжали звучать и после его смерти. Под руководством отца, а затем падре Мартини, И.К. Бах освоил все виды контрапункта (от строго палестриновского типа до свободного, как у отца), искусного вокального письма, а также инструментального. Особенно в последнем отразились многочисленные источники его слуховых впечатлений, и в инструментальных циклах, как в зеркале, отразились все особенности музыкальной вселенной того времени. Сквозь галантный стиль некоторых сонат внезапно прорывается совершенно иное звучание барочного типа, внутри инструментальных циклов можно обнаружить совершенно вокальные по звучанию и композиции части, а некоторые финалы обнаруживают свою явную танцевальную основу, идущую от сюит Баха-старшего. Этот стиль у И.К. Баха многие авторы называют «интернациональным».
Мы не будем касаться здесь баховских оркестровых сочинений, его владения оркестром, поскольку наша тема связана с сонатой. Но все же отметим, что количество сочиненных им симфоний и концертов довольно значительно (точно его до сих пор указать невозможно, поскольку атрибуция его сочинений не завершена), а музыкальный язык часто обнаруживает такое качество его мышления как «оркестровость», и в фортепианной фактуре явно проглядывает композиторское слышание музыки именно как оркестровой.
Это качество затем будет отмечаться в музыке Й. Гайдна (1732-1809), который был практически ровесником И.К. Баха. И хотя их пути ни разу не пересеклись, развитие их музыкальных дарований во многом шло параллельно: и тот, и другой учились по одному из самых известных в то время учебников К.Ф.Э. Баха «Опыт истинного искусства клавирной игры», оба освоили итальянскую оперу (Й. Гайдн – ученик Н. Порпоры), оба последний период своего творчества отдали Лондону, включившись в его интенсивную концертную жизнь. И оба стояли у истоков классической сонаты – жанра, определившего во многом музыкальное мышление классической эпохи.
Представления о сонатной форме в теории времен И.К. Баха
Иоганн Христиан Бах, клавирные сонаты ор.5 как этап становления сонатной формы
- Ирина Корнилова
- Музыка
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Ирина Корнилова
Более 15 лет назад окончила ВГСПУ, факультет художественного образования. Опыт работы преподавателем – 13 лет, за это время написала 10 научных статей и 1 диссертацию. В компании «Диплом777» работаю с 2018 года. Я помогаю студентам в написании рефератов, эссе, контрольных и курсовых работ. часто даю ответы на экзаменационные вопросы.