Содержание
- Введение
- 1. Общая характеристика темы
- 2. Краткое содержание учебного материала
- 3. Инструкционные карты
- 4. Методика применения инструкционных карт в виде плана урока
- Заключение
- Список использованных источников
Введение
Использование инструкционных карт позволяет повысить активность учащихся в учебном процессе, развить стремление к анализу и оценке своей работы, продвигаться дальше в выполнении практических работ, значительно сократить потери рабочего времени.
Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций. Они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции.
Инструкционные карты являются средством организации и активизации учебно-практической деятельности учащихся. Наличие такой документации, как письменный инструктаж, позволяет каждому учащемуся в процессе выполнения учебно-производственных работ многократно обращаться к указаниям, содержащимся в ней, что обеспечивает возможность постоянно осуществлять самоконтроль
Дисциплина «Компьютерная графика и моделирование» была выбрана потому, что во многих учебных заведениях профессии тесно связаны с компьютерных графикой. Данная дисциплина включается в большинство лекций, и практических занятий. Изучение графических редакторов весьма актуально на сегодняшний день.
Тема дисциплины «Работа в векторном графическом редакторе CorelDRAW» является одной из основ курса «Компьютерная графика и моделирование».
Цель курсовой работы — разработать инструкционные карты по теме «Работа в векторном графическом редакторе CorelDRAW».
Задачи:
· Дать общую характеристику темы;
· Представить краткое содержание учебного материала;
· Разработать инструкционные карты по теме «Работа в векторном графическом редакторе CorelDRAW»;
· Разработать методику применения инструкционных карт в виде плана урока производственного обучения.
1. Общая характеристика темы
Данная тема ориентирована на дисциплину «Компьютерная графика и моделирование». Отводится 12 часов на изучение темы. Данная дисциплина ориентирована на студентов педагогических вузов, по специальности профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии).
Знания и умения студентов после изучения дисциплины:
В результате изучения у студентов должны быть сформированы знания:
· Об аппаратных и программных средствах компьютерной графики;
· Об основных методах моделирования объектов и их визуализации с помощью компьютера;
· Об основных методах программирования компьютерных изображений.
После изучения дисциплины студенты должны уметь:
· Правильно ставить и формулировать проблемы, возникающие при подготовке графических изображений с помощью компьютера;
· Строить визуальные модели объектов и осуществлять их программирование;
· Работать с популярными графическими библиотеками, используемыми для подготовки компьютерных изображений.
2. Краткое содержание учебного материала
1. Общие сведения о Corel Draw.
Corel Draw — это программа подготовки иллюстрированного материала на базе векторной графики. Функции Corel Draw:
1. Работа с векторной графикой;
2. Создание трехмерных объектов (мнимая 3D графика);
3. Поддержка растровой графики
В Corel Draw имеется несколько классов, четко определяемых графических объектов под общим названием примитивы.
2. Примитивы Corel Draw
2.1. Прямоугольники
Для построения квадрата удерживается клавиша CTRL. При построении прямоугольника доступны следующие параметры: координаты центра, ширина и высота, коэффициент масштабирования, угол поворота, зеркальное отражение, округление углов, заворот абзаца вокруг текста, толщина контура, расположение объекта и преобразование в кривую.
2.2. Эллипсы
При работе с CorelDRAW эллипсы можно считать просто растянутыми вдоль одного из диаметров окружностями.
Так же как класс объектов «прямоугольник» намного шире геометрического понятия «прямоугольник», класс объектов «эллипс» включает в себя объекты, с геометрической точки зрения эллипсами не являющиеся, а именно секторы и дуги эллипсов, которые получаются из эллипса приемами, аналогичными закруглению углов прямоугольника.
Эллипс касается рамки выделения в тех местах, где у нее располагаются четыре средних маркера сторон. У только что построенного эллипса имеется всего один узел.
2.3. Многоугольники и звезды
К классу объектов «многоугольники» в CorelDRAW относятся далеко не все геометрические многоугольники — только правильные: выпуклые и звездчатые (которые чаще называют просто звездами). Причем правильность понимается не в строгом геометрическом смысле. Не пытаясь дать точное определение этих фигур, отметим лишь, что в CorelDRAW правильность многоугольника означает, что он состоит из отрезков прямой, соединяющих смежные пары точек, равномерно размещенных по длине границы эллипса (причем «равномерно» в смысле равенства центральных углов секторов, на которые эти точки разбивают эллипс). В выпуклых многоугольниках стороны ограничиваются этими точками, в звездчатых они продолжаются до пересечения с продолжениями других сторон того же многоугольника. При использовании вместо эллипса правильной окружности (как частного случая эллипса) получаются многоугольники, правильные и в строгом геометрическом смысле.
Так же как прямоугольники и эллипсы, многоугольники могут быть модифицированы, меняясь порой до неузнаваемости, но оставаясь при этом объектами того же класса.
2.4. Спирали
Сами по себе спирали достаточно редко используются как составные части изображений, но их применение в качестве направляющих и траекторий позволяет добиваться очень интересных графических эффектов.
В CorelDRAW представлены два вида спиралей: симметричные (которые в математике называются архимедовыми) и логарифмические. Для первых характерно то, что расстояние между двумя смежными витками спирали, измеренное вдоль радиуса, проведенного из ее центра, одинаково для всей спирали. В логарифмической спирали это расстояние равномерно увеличивается пропорционально некоторой константе — коэффициенту расширения спирали.
Коэффициент расширения спирали измеряется в процентах. Значение этого коэффициента, равное 33, означает, что расстояние между последующей парой смежных витков примерно на одну треть больше, чем в предшествующей паре витков.
2.5. Сетки
Сетки, так же как и спирали, не образуют отдельного класса объектов CorelDRAW. Строящиеся с помощью инструмента Graph Paper (Диаграммная сетка) фрагменты изображений представляют собой группы упорядоченных одинаковых прямоугольников. Строить такие фрагменты с помощью инструмента Rectangle (Прямоугольник) чересчур утомительно, поэтому в CorelDRAW этот процесс автоматизирован введением инструмента Graph Paper (Диаграммная сетка).
Сетка строится в следующей последовательности: в наборе инструментов выбирается инструмент Graph Paper (Диаграммная сетка), далее на панели атрибутов задаются количества строк и столбцов будущей сетки, а затем указатель инструмента перетаскивается по диагонали прямоугольной области, которую должна занять сетка. Сетка всегда строится со столбцами равной ширины и строками одинаковой высоты.
2.6. Стандартные фигуры
Примитивы этого класса предназначены для ускоренного построения графических фрагментов. Класс разделен на пять подклассов: базовые фигуры (basic shapes), стрелки (arrow shapes), элементы блок-схем (flowchart shapes), звезды (star shapes), выноски (callout shapes).
2.7. Линии
2.7.1. Модель кривой
В основе, принятой в CorelDRAW, модели линий лежат два понятия: узел и сегмент.
Здесь и далее под термином «линия» следует понимать объект, относящийся к классу кривых (curve).
Узлом называется точка на плоскости изображения, фиксирующая положение одного из концов сегмента кривой. Сегментом называется часть кривой, соединяющая два смежных узла. Узлы и сегменты неразрывно связаны друг с другом: в замкнутой линии узлов столько же, сколько сегментов, в незамкнутой — на один узел больше.
Любая кривая в CorelDRAW состоит из узлов и сегментов, и все операции с кривыми на самом деле представляют собой операции именно с ними. Узел полностью определяет характер предшествующего ему сегмента, поэтому для незамкнутой линии важно знать, который из двух ее крайних узлов является начальный, а для замкнутой — направление линии (по часовой стрелке или против нее). По характеру предшествующих сегментов выделяют три типа узлов: начальный узел незамкнутой кривой, а также прямолинейный (line) и криволинейный (curve) узлы.
2.7.2. Линии и инструмент Freehand
Инструмент Freehand (Произвольная кривая) преобразует траекторию перемещения мыши в кривую. При этом узлы и сегменты линии формируются автоматически в соответствии с заданными параметрами инструмента Freehand (Произвольная кривая), менять которые без особой нужды не следует.
3. Работа с текстом
3.1. Фигурный текст
В CorelDRAW имеется два класса текстовых объектов, различных по своей структуре и по поведению. Первый из них предназначен для представления текстов, относительно небольших по своему объему (до 32 000 символов), которые могут подвергаться всем видам преобразований изображений, поддерживаемых в CorelDRAW. Объекты, относящиеся к этому классу, называются блоками фигурного текста (artistic text). Второй класс объектов позволяет отображать на рисунках большие текстовые фрагменты — до 32 000 абзацев, в каждом из которых может содержаться до 32 000 символов. Такие тексты могут разделяться на отдельные структурные единицы: абзацы, колонки и рамки. Объекты этого класса в отечественной литературе принято называть рамками простого текста (paragraph text). Для каждого из символов (элементарных объектов фигурного текста) определены следующие атрибуты.
1. Гарнитурой (font) называется рисунок символов алфавита, разработанный дизайнером шрифта. Каждый символ гарнитуры имеет свой номер. Кроме стандартных текстовых гарнитур в CorelDRAW имеются гарнитуры графических символов, в которых тем же номерам соответствуют уже не буквы, а графические изображения.
2. Кеглем (size) называется высота символов текста в пунктах. Иногда сочетание гарнитуры и кегля называют шрифтом.
3. Начертанием (style) называют модификацию рисунка символов текста за счет изменения толщины штрихов и их наклона.
4. Атрибут регистра символов (uppercase) управляет отображением символов с учетом преобразования регистра.
5. Атрибут режима индекса (position) управляет преобразованием символов при отображении в верхние (надстрочные) или нижние (подстрочные) индексы.
6. В группу смещения символов (character shift) входят три атрибута: смещение по горизонтали (Horizontal), смещение по вертикали (Vertical) и смещение угловое (Rotation). Значения этих атрибутов задают величины смещения символов в блоке фигурного текста относительно их положения.
Для блока фигурного текста в целом определены следующие атрибуты.
1. Атрибут выравнивания (alignment) управляет размещением слов в пределах строк блока фигурного текста. Он может принимать одно из шести значений:
• None (Отсутствует) — слова выравниваются по левой границе блока, но, задавая отрицательные значения смещения по горизонтали, можно вывести отдельные символы за нее влево;
• Left (По левому краю) — слова выравниваются по левой границе блока, если при этом отдельные символы смещаются влево, то вместо их вывода за левую границу блока происходит смещение всей остальной строки вправо;
• Center (По центру) — слова выравниваются так, чтобы середины всех строк блока совпадали с воображаемой вертикальной линией, расположенной посредине, между его левой и правой границами;
• Right (По правому краю) — слова выравниваются по правой границе блока, если при этом отдельные символы смещаются вправо, то вместо их вывода за правую границу блока происходит смещение всей остальной строки влево;
• Full (По ширине) — слова выравниваются так, чтобы первый символ первого слова каждой строки совмещался с левой границей блока, а последний символ последнего слова строки — с правой границей;
• Force Full (Полное по ширине) — то же, что по ширине, но без каких-либо исключений.
2. Атрибут интерлиньяжа (line space) управляет расстоянием между смежными строками блока фигурного текста. Численно интерлиньяж равен расстоянию между базовыми линиями смежных строк текста. По умолчанию эта величина указывается в CorelDRAW в процентах от высоты символов выбранного шрифта.
3. Межсловные и межсимвольные интервалы (space). В CorelDRAW имеется возможность принудительно изменять предусмотренные рисунком гарнитуры расстояния между смежными символами (Character) и между смежными словами (Word). Межсимвольное расстояние измеряется в процентах от ширины символа пробела использованного шрифта и по умолчанию равно нулю, то есть расстояния между символами в словах соответствуют предусмотренным в гарнитуре. Межсловное расстояние также измеряется в процентах от ширины пробела для данного шрифта, но по умолчанию равно 100 %. Следует помнить, что при выравнивании текста по ширине величина пробела переменная и, естественно, не может точно соответствовать величине межсловного интервала.
3.2. Простой текст
Так же как фигурный, простой текст представляет собой многоуровневый соединенный объект, но уровней, которые простой текст проходит при разъединении, больше, чем у фигурного текста. При разъединении большого объема простого текста могут получаться следующие структурные единицы: колонки текста, пункты перечисления, абзацы, строки, слова, символы. Кроме того, в отличие от фигурного текста простой текст не может располагаться непосредственно на печатной странице. В CorelDRAW любой простой текст располагается внутри особого объекта — рамки простого текста (paragraph text frame) или связанной цепочки таких рамок. Рамки могут соединяться при помощи связей, образуя составной объект — цепочку рамок простого текста, отдельные элементы которой могут размещаться даже на различных страницах документа CorelDRAW. Базовая форма рамки простого текста — прямоугольник, но в процессе последующих преобразований эти прямоугольники могут принимать произвольные формы.
4. Заливки
Узлы и линии — это скелет изображения, но восприятие изображения определяется не только ими. Рассматривается не сам объект, а его заливка и контур. Заливка — это заполнение замкнутого контура.
4.1. Однородные заливки
Однородной заливкой называется заполнение ограниченного замкнутой кривой объекта цветом, который не меняется в пределах объекта. Для создаваемых графических объектов по умолчанию задается режим No Fill (Без заливки), а для текстовых — черный цвет в модели CMYK.
4.2. Градиентные заливки
На градиентных заливках основано множество приемов, позволяющих добиться различных графических эффектов (например, имитировать светотеневую картину или блики на блестящих предметах).
Для создания градиентной заливки чаще всего пользуются либо инструментом Interactive Fill (Интерактивная заливка) вместе с панелью атрибутов, либо диалоговым окном Fountain Fill (Градиентная заливка). Первый вариант более нагляден, второй дает возможность строить схему градиентной заливки с большей точностью.
4.3. Заливки узором
Заливки узором — это категория декоративных заливок, в которых используются заранее сделанные заготовки. Основой таких заготовок служит раппорт — фрагмент изображения, многократным тиражированием которого и образуется заливка. Раппорт представляет собой квадрат с самосовмешающимся изображением. Это означает, что при составлении двух раппортов в ряд по горизонтали или вертикали обрезанные краем раппорта части изображения совместятся.
4.4. Текстурные заливки
Текстурные заливки представляют собой особый вид точечных изображений, которые не формируются из заранее заготовленных и сохраненных раппортов, а создаются заново путем расчета по математической модели.
5. Средства точности в CorelDRAW
5.1. Использование сетки
Координатной сеткой называется совокупность горизонтальных и вертикальных линий, размещенных с фиксированным шагом. Эти линии располагаются на отдельном слое, недоступном для редактирования, поэтому их невозможно изменить. Кроме того, объекты, расположенные на этом слое, по умолчанию даже не отображаются на экране.
Цветные линии координатной сетки появятся на экране, закрывая «сеткой» с прямоугольными ячейками все пространство окна документа.
В начале координат страницы находится пересечение горизонтальной и вертикальной линий сетки. Остальные линии проведены параллельно им с заданным шагом. Для включения режима привязки к линиям сетки служит команда View (Вид) > SnapToGrid (Привязать к сетке).
То есть все вновь создаваемые, редактируемые или перемещаемые объекты будут «притягиваться» к линиям координатной сетки. Это позволяет выравнивать объекты и строить новые объекты с габаритными размерами, кратными шагу координатной сетки.
5.2. Направляющие
Координатная сетка удобна для равномерного размещения объектов, но для решения многих задач не требуется такого числа линий, притягивающих к себе объекты. Более того, из-за координатной сетки могут возникать неожиданные затруднения. Направляющая линия обладает всеми свойствами отдельной линии координатной сетки, но размещается на странице индивидуально и в любом месте. Активность направляющих определяется включением или выключением режима SnapToGuidelines (Привязать к направляющим), выполняемом с помощью одноименной команды меню View (Вид) или кнопки панели атрибутов.
Чтобы создать направляющую, достаточно перетащить внутрь окна документа произвольную точку любой из координатных линеек. После освобождения кнопки мыши в конце перетаскивания на экране появится цветная направляющая линия. Горизонтальные направляющие перетаскиваются с горизонтальной линейки, а вертикальные — с вертикальной. Вновь созданная направляющая остается выделенной.
5.3. Измерительные линейки
Линейками называются элементы рабочей среды, имеющие вид узких панелей, размеченных в текущих единицах измерения. Линейки располагаются вдоль верхнего и левого краев окна документа и позволяют наглядно судить о реальных размерах объектов рисунка. Текущие единицы измерения проще всего задать с помощью списка на панели атрибутов, появляющейся при отмене выделения всех объектов рисунка.
5.4. Привязка объектов
При перемещении или рисовании объекта можно привязывать его к другому объекту рисунка. Можно привязывать объект к точкам привязки на конечном объекте. При приближении курсора к точке привязки она выделяется, указывая на то, что курсор перейдет к этой точке.
Чтобы привязать объекты друг к другу с большей точностью, сначала следует установить курсор на точку привязки объекта, а затем привязать объект к точке привязки конечного объекта. Например, можно установить курсор в центр прямоугольника, а затем, захватив таким образом прямоугольник за центр, перетащить и привязать его к центру другого прямоугольника. Параметры режима привязки к объектам можно настраивать с помощью диалогового окна, раскрыть которое можно командой View (Вид) > SnapToObjectsSetup (Настройка привязки к объектам).
· Node (Узел) — привязка к любому из узлов объекта.
· Intersection (Пересечение) — привязка к любой из точек пересечения контуров объектов.
· Midpoint (Средняя точка) — привязка к середине сегмента контура объекта.
· Quadrant (Квадрант) — привязка к точкам контура объекта (окружности, эллипса, сектора или дуги), имеющим относительно его центра угловые координаты 0°, 90°, 130° и 270°.
· Tangent (Касательная) — привязка к точке касания (точке на контуре объекта, в которой привязываемый объект будет касаться контура, но не пересекать его).
· Perpendicular (Перпендикуляр) — привязка к нормали (точке на контуре объекта, в которой линия контура привязываемого объекта будет перпендикулярна линии контура объекта, к которому выполняется привязка).
· Edge (Кромка) — привязка к произвольной точке контура объекта.
· Center (Центр) — привязка к среднему маркеру рамки выделения объекта (середине объекта)
· TextBaseline (Базовая линия текста) — привязка к произвольной точке базовой линии текста
Можно устанавливать любые комбинации режимов привязки или отключать некоторые из них, чтобы ускорить работу приложения.
Включать/отключать привязку к объектам можно также щелчком на кнопке SnaptoObjects(Привязка к объектам), расположенной на панели свойств, при отсутствии выделенных объектов.
3. Инструкционные карты
Инструкционная карта №1
Тема: построение изображения клавиши клавиатуры в векторном графическом редакторе CorelDRAW.
Цель — формирование умений работы со средствами точности в векторном графическом редакторе CorelDRAW.
МТО — персональный компьютер, приложение CorelDRAW.
№ п/п |
Операция |
Приемы и действия |
Контроль выполнения |
|
1 |
Настройка документа |
1. Настройка параметров документа CorelDRAW: a) Выполните последовательность команд «пуск->все программы->СorelDRAW». b) В запущенном приложении выполните последовательность команд «Layout (макет) -> Page Setup (настройка страницы)». c) В появившемся окне нажмите на пункт «Landscape (пейзаж)» и нажмите кнопку «ОК». 2. Настройка средств точности: a) Включите отображение линеек последовательностью команд «View(вид) ->Rulers(линейки)». b) Включите отображение направляющих последовательностью команд «View (вид) -> Guidelines (направляющие)». c) Включите привязку к объектам последовательностью команд «View (вид) -> Snap To Object». d) Включите привязку к направляющим последовательностью команд «View (вид) -> Snap To Guidelines». 3. Выставление направляющих: a) Вытащите с вертикальной линейки 7 направляющих. b) Расставьте их, начиная с 3 мм, с шагом в 1 мм. c) Вытащите с горизонтальной линейки 7 направляющих. d) Расставьте их, начиная с 3 мм, с шагом в 1 мм. |
||
2 |
Создание клавиши |
1. Построение прямоугольника: a) Выберите инструмент «Rectangle Tool». b) Поставьте курсор в точку (4;8). c) Растяните прямоугольник до точки (8;4). 2. Построение линии: a) Выберите инструмент «Freehand Tool». b) Установите курсор в точку (4;7). c) Щелкните левой кнопкой мыши. d) Установите курсор в точку (3;7). e) Щелкните левой кнопкой мыши. 3. Построение оставшихся линий: a) Выберите инструмент «Polyline Tool». b) Щелкните в точке (3;7). c) Щелкните в точке (3;3). d) Щелкните в точке (8;3). e) Щелкните в точке (9;7). f) Щелкните в точке (8;8). g) Нажмите клавишу «Enter». 4. Построение соединительных линий между квадратом и кривой: a) Выберите инструмент «Freehand Tool». b) Создайте линию из точки (4;4) в точку (3;3). c) Создайте линию из точки (8;4) в точку (9;3). |
||
3 |
Создание надписи на клавише, в виде двух букв |
1. Создание буквы «Z»: a) Выберите инструмент «Text Tool». b) Установите параметры: Font (шрифт) — Times New Roman; Size (размер) — 4,0 pt. c) Создайте в любом месте на рабочей области букву «Z». 2. Перемещение буквы на клавишу: a) Наведите курсор на букву, и щелкните по ней, когда появится привязка Center (центр). b) Переместите объект в точку (5;7). c) «Отпустите» объект, когда появится привязка Intersection (пересечение). 3. Создание буквы «Я»: a) Создайте букву «Я». b) Установите параметры буквы: Font (шрифт) — Times New Roman; Size (размер) — 4,0 pt. c) Переместите объект в точку (7;5). 4. Сохраните документ: a) Выполните последовательность команд «File (файл) -> Save (сохранить)». b) В появившемся окне укажите имя файла. c) Нажмите на кнопку «Save (сохранить)». |
Инструкционная карта №2
Тема: создание шахматной доски в векторном графическом редакторе CorelDRAW.
Цель — освоение работы с примитивами в векторном графическом редакторе CorelDRAW.
МТО — персональный компьютер, приложение CorelDRAW.
№ п/п |
Операция |
Приемы и действия |
Контроль выполнения |
|
1 |
Создание двух квадратов |
1. Настройка параметров документа CorelDRAW: a) Выполните последовательность команд «пуск->все программы->СorelDRAW». b) В запущенном приложении выполните последовательность команд «Layout (макет) -> Page Setup (настройка страницы)». c) В появившемся окне нажмите на пункт «Portrait (портрет)» и нажмите кнопку «ОК». 2. Нарисуйте квадрат: a) Выберите инструмент «Rectangle Tool». b) Удерживая клавишу CTRL, создайте квадрат. c) Закрасьте полученный квадрат черным цветом с помощью инструмента «Fill Tool» 3. Копирование квадрата: a) Выделите квадрат с помощью инструмента «Pick Tool». b) Нажмите комбинацию клавиш «CTRL+C» c) Вставьте скопированный квадрат комбинацией клавиш «CTRL+V» рядом с первым квадратом. d) Закрасьте его белым цветом. |
||
2 |
Создание шахматной доски |
1. Создание линии из четырех квадратов: a) Выделите ранее созданные квадраты. b) Скопируйте квадраты. c) Вставьте их справа от созданных. 2. Создание линии из восьми квадратов: a) Выделите 4 квадрата. b) Скопируйте их. c) Вставьте справа от ранее созданных. 3. Создайте блок 8х8 квадратов: a) Скопируйте ранее созданную линию квадратов. b) Вставьте ее ниже. c) Измените цвета квадратов на обратные. d) Продолжайте выполнять копирование, пока не получите блок из 8х8 квадратов. |
||
3 |
Создание на шахматной доске надписи из букв и цифр |
1. Добавление букв на шахматную доску: a) Выберите инструмент «Text Tool». b) Выше левого верхнего квадрата создайте латинскую букву «A». c) Согласно латинскому алфавиту введите выше оставшихся квадратов символы от «B» до «H» по горизонтали. 2. Добавление цифр на шахматную доску: a) Выберите инструмент «Text Tool». b) Введите левее верхнего левого квадрата цифру «1». c) Введите цифры по вертикали от «2» до «8». 3. Сохраните документ: a) Выполните последовательность команд «File (файл) -> Save (сохранить)». b) В появившемся окне укажите имя файла. c) Нажмите на кнопку «Save (сохранить)». |
педагогический инструкционный сorel draw
Инструкционная карта №3
Тема: построение плаката с образцами геометрических примитивов в векторном графическом редакторе CorelDRAW.
Цель — формирование умений работы с основными геометрическими примитивами в векторном графическом редакторе CorelDRAW.
МТО — персональный компьютер, приложение CorelDRAW.
№ п/п |
Операция |
Приемы и действия |
Контроль выполнения |
|
1 |
Построение сетки плаката. |
1. Настройка параметров документа CorelDRAW: a) Выполните последовательность команд «пуск->все программы->СorelDRAW». b) В запущенном приложении выполните последовательность команд «Layout (макет) -> Page Setup (настройка страницы)». c) В появившемся окне нажмите на пункт «Landscape (пейзаж)» и нажмите кнопку «ОК». 2. Построение сетки: a) Выберите инструмент «Graph Paper Tool» из одноименной группы инструментов. b) Задайте количество столбцов и строк, равных 3 и 2 соответственно, с помощью кнопок «Columns and Rows» на панели свойств инструмента «Graph Paper». c) Растяните сетку на всю страницу. 3. Операции с сеткой: a) Центрируйте сетку относительно листа, нажав на горячую клавишу «P». b) Заблокируйте объекты группы сетка последовательностью команд «ПКМ -> Lock Object» c) Попробуйте сдвинуть сетку инструментом «Pick». Объект не должен передвинуться. |
||
2 |
Построение геометрических примитивов: прямоугольник и эллипс |
1. Построение прямоугольника: a) Выберите инструмент «Rectangle Tool». b) Создайте в левой верхней ячейке прямоугольник произвольной формы. c) С помощью инструмента «Fill Tool» закрасьте прямоугольник любым понравившимся вам цветом. 2. Построение эллипса: a) Выберите инструмент «Ellipse Tool». b) Создайте в средней верхней ячейке эллипс произвольной формы. c) С помощью инструмента «Fill Tool» закрасьте эллипс любым понравившимся вам цветом. 3. Заблокируйте полученные объекты: a) Выберите инструмент «Pick Tool». b) Удерживая клавишу «SHIFT», выделите объекты. c) Заблокируйте объекты последовательностью команд «ПКМ -> Lock Object» |
||
3 |
Построение группы примитивов «многоугольники и звезды» |
1. Построение многоугольника: a) Выберите инструмент «Polygon Tool». b) На панели свойств выберите примитив «Polygon (многоугольник)». c) В окне «Number of Points on Polygon (Число сторон многоугольника)», на панели свойств, установите число 5. d) Постройте многоугольник произвольной формы в правой верхней ячейке. 2. Построение звезды: a) Выберите инструмент «Polygon Tool». b) На панели свойств выберите примитив «Star (звезда)». e) В окне «Number of Points on Polygon (Число сторон многоугольника)», на панели свойств, установите число 5. f) Постройте звезду произвольной формы в левой нижней ячейке. 3. Закраска и блокирование объектов: a) Выделите, с помощью клавиши «SHIFT», многоугольник и звезду. b) С помощью инструмента «Fill Tool» закрасьте объекты любым понравившимся вам цветом. c) Заблокируйте объекты последовательностью команд «ПКМ -> Lock Object». |
||
4 |
Построение спиралей |
1. Создание симметричной спирали: a) Выберите инструмент «Spiral Tool». b) На панели свойств выберите примитив «Symmetrical Spiral (симметричная спираль)». c) В окне «Spiral Revolution (количество витков)», установите число 4. d) Постройте симметричную спираль в средней нижней ячейке. e) Заблокируйте объект последовательностью команд «ПКМ -> Lock Object». 2. Создание логарифмической спирали: a) Выберите инструмент «Spiral Tool». b) На панели свойств выберите примитив «Logarithmic Spiral (логарифмическая спираль)». c) В окне «Spiral Revolution (количество витков)», установите число 4. d) Постройте логарифмическую спираль в правой нижней ячейке. e) Заблокируйте объект последовательностью команд «ПКМ -> Lock Object». 3. Сохраните документ: a) Выполните последовательность команд «File (файл) -> Save (сохранить)». b) В появившемся окне укажите имя файла. c) Нажмите на кнопку «Save (сохранить)». |
Инструкционная карта №4
Тема: построение фигурного текста вдоль кривых и геометрических примитивов в векторном графическом редакторе CorelDRAW.
Цель — формирование умения работы с фигурным текстом в векторном графическом редакторе CorelDRAW.
МТО — персональный компьютер, приложение CorelDRAW.
№ п/п |
Операция |
Приемы и действия |
Контроль выполнения |
|
1 |
Создание примитивов |
1. Настройка параметров документа CorelDRAW: a) Выполните последовательность команд «пуск->все программы->СorelDRAW». b) В запущенном приложении выполните последовательность команд «Layout (макет) -> Page Setup (настройка страницы)». c) В появившемся окне нажмите на пункт «Portrait (портрет)» и нажмите кнопку «ОК». 2. Создание эллипса: a) Выберите инструмент «Ellipse Tool». b) Постройте эллипс произвольной формы. c) Переместите эллипс в любое место на рабочей области. 3. Создание кривой: a) Выберите инструмент «Freehand Tool». b) Нарисуйте волнистую линию. c) Переместите кривую в любое место на рабочей области. 4. Создание симметричной спирали: a) Выберите инструмент «Spiral Tool». b) Создайте симметричную спираль с произвольными параметрами. c) Переместите спираль в любое место на рабочей области. |
||
2 |
Создание фигурного текста |
1. Размещение текста «Счастливого пути!» первым способом: a) Выберите инструмент «Text Tool». b) Подведите курсор к эллипсу. c) Щелкните по контуру, когда указатель изменит свой вид на курсор ввода. d) Выберите шрифт Times New Roman, размер — 36. e) Введите текст и завершите ввод нажатием «CTRL+пробел». 2. Размещение текста «Счастливого пути!» вторым способом: a) Выберите инструмент «Text Tool». b) Выберите шрифт Times New Roman, размер — 36. c) В рабочей области, в любом свободном месте щелкните ЛКМ и создайте строку текста, закончив ввод комбинацией клавиш «CTRL+пробел». d) Выполните последовательность команд «Text (текст) -> Fit Text To Path (текст вдоль кривой)». e) Появившейся стрелкой выберите контур кривой. 3. Размещение текста «Счастливого пути!» на спирали: a) Выберите инструмент «Text Tool». b) Выберите шрифт Times New Roman, размер — 36. c) Создайте надпись на спирали любым способом. |
||
3 |
Расположение текста и изменение параметров |
1. Создание невидимого контура: a) Выделите эллипс инструментом «Pick Tool». b) На панели свойств, в списке «Outline Width (ширина линии)» выберите пункт «None». c) Переместите «невидимый» эллипс в любое другое место на рабочей области 2. Перемещение текста на кривой: a) Выберите инструмент «Pick Tool». b) Выделите текст на кривой. c) Щелкните по управляющему элементу — красной точке левее текста. d) Переместите текст в конец кривой. 3. Изменение цвета текста: a) Выберите инструмент «Text Tool». b) Выделите текст на спирали. c) С помощью инструмента «Fill Tool», измените цвет текста на красный. 4. Сохраните документ: a) Выполните последовательность команд «File (файл) -> Save (сохранить)». b) В появившемся окне укажите имя файла. c) Нажмите на кнопку «Save (сохранить)». |
Инструкционная карта №5
Тема: построение геометрических примитивов с разными видами заливки в векторном графическом редакторе CorelDRAW.
Цель — формирование умения работы с заливками в векторном графическом редакторе CorelDRAW.
МТО — персональный компьютер, приложение CorelDRAW.
№ п/п |
Операция |
Приемы и действия |
Контроль выполнения |
|
1 |
Построение геометрических примитивов. |
1. Настройка параметров документа CorelDRAW: a) Выполните последовательность команд «пуск->все программы->СorelDRAW». b) В запущенном приложении выполните последовательность команд «Layout (макет) -> Page Setup (настройка страницы)». c) В появившемся окне нажмите на пункт «Portrait (портрет)» и нажмите кнопку «ОК». 2. Построение прямоугольников: a) Выберите инструмент «Rectangle Tool». b) Щелкните в произвольном месте рабочей области ЛКМ. c) Растяните прямоугольник. d) Создайте еще один прямоугольник любым способом. 3. Построение эллипса: a) Выберите инструмент «Ellipse Tool». b) Щелкните в произвольном месте рабочей области ЛКМ. c) Растяните эллипс. 4. Построение многоугольника: a) Выберите инструмент «Polygon Tool». b) Выберите произвольные параметры. c) Щелкните в произвольном месте рабочей области ЛКМ. d) Растяните многоугольник. |
||
2 |
Заливка объектов |
1. Однородная заливка: a) С помощью инструмента «Pick Tool» выделите прямоугольник. b) Выберите инструмент «Fill Color Dialog» . c) С помощью палитры выберите подходящий цвет, и нажмите кнопку «ОК». 2. Градиентная заливка: a) С помощью инструмента «Pick Tool» выделите эллипс. b) Выберите инструмент «Fountain Fill Dialog». c) Выберите тип «Radial», и нажмите кнопку «ОК». 3. Заливка узором: a) С помощью инструмента «Pick Tool» выделите многоугольник. b) Выберите инструмент «Pattern Fill Dialog». c) Выберите подходящий узор, и нажмите кнопку «ОК». 4. Текстурная заливка: a) С помощью инструмента «Pick Tool» выделите второй прямоугольник. b) Выберите инструмент «Texture Fill Dialog». c) Выберите подходящую текстуру из списка, и нажмите кнопку «ОК». |
||
3 |
Изменение контуров |
1. Скройте контур с прямоугольника: a) Выделите прямоугольник. b) На панели свойств, в списке «Outline Width (ширина линии)» выберите пункт «None». c) Переместите прямоугольник в любое место на рабочей области. 2. Измените размер контура эллипса: a) Выделите эллипс. b) На панели свойств, в списке «Outline Width (ширина линии)» выберите пункт «2,822 mm». c) Переместите эллипс в любое место на рабочей области. 3. Изменение контуров остальных объектов. a) Измените контур многоугольника на «None» b) Измените контур второго прямоугольника на «5,644 mm» c) Переместите данные объекты в разные места на рабочей области. 4. Сохраните документ: a) Выполните последовательность команд «File (файл) -> Save (сохранить)». b) В появившемся окне укажите имя файла. c) Нажмите на кнопку «Save (сохранить)». |
Инструкционная карта №6
Тема: построение стандартных фигур в векторном графическом редакторе CorelDRAW.
Цель — формирование умения работы со стандартными фигурами в векторном графическом редакторе CorelDRAW.
МТО — персональный компьютер, приложение CorelDRAW.
№ п/п |
Операция |
Приемы и действия |
Контроль выполнения |
|
1 |
Создание стандартных фигур. |
1. Настройка параметров документа CorelDRAW: a) Выполните последовательность команд «пуск->все программы->СorelDRAW». b) В запущенном приложении выполните последовательность команд «Layout (макет) -> Page Setup (настройка страницы)». c) В появившемся окне нажмите на пункт «Portrait (портрет)» и нажмите кнопку «ОК». 2. Создайте фигуру «Смайлик»: a) Выберите инструмент «Basic Shapes». b) Найдите на панели свойств, в меню «Perfect Shapes» изображение смайлика. c) Создайте смайлик в произвольном месте на рабочей области. 3. Создайте фигуру знак «Стоп»: a) Выберите инструмент «Basic Shapes». b) Найдите на панели свойств, в меню «Perfect Shapes» изображение знака «Стоп». c) Создайте знак «Стоп» в произвольной области на рабочей области. |
||
2 |
Создание фигур стрел и звезд. |
1. Создайте фигуру «Стрелку направо»: a) Выберите инструмент «Arrow Shapes». b) Найдите на панели свойств, в меню «Perfect Shapes» изображение «Стрелки направо». c) Создайте фигуру в произвольном месте на рабочей области. 2. Создайте фигуру «Стрелку вверх»: a) Выберите инструмент «Arrow Shapes». b) Найдите на панели свойств, в меню «Perfect Shapes» изображение «Стрелки вверх». c) Создайте фигуру в произвольном месте на рабочей области. 3. Создайте фигуру пятиконечной звезды: a) Выберите инструмент «Star Shapes». b) Найдите на панели свойств, в меню «Perfect Shapes» изображение пятиконечной звезды. c) Создайте фигуру в произвольном месте на рабочей области. |
||
3 |
Изменение формы стандартных фигур. |
1. Изменение формы фигуры смайлика: a) С помощью инструмента «Pick Tool» выделите фигуру «Смайлик». b) Выберите инструмент «Shape Tool» . c) Щелкните по красной точке — управляющему элементу, и измените «улыбку смайлика». 2. Изменение формы фигуры знака «Стоп»: a) С помощью инструмента «Pick Tool» выделите фигуру знака «Стоп». b) Выберите инструмент «Shape Tool» . c) Измените форму фигуры, с помощью управляющего элемента. 3. Изменение формы оставшихся фигур: a) С помощью инструментов «Pick Tool» и «Shape Tool» измените форму фигуры пятиконечной звезды. b) С помощью инструментов «Pick Tool» и «Shape Tool» измените форму фигуры «Стрелки направо». c) С помощью инструментов «Pick Tool» и «Shape Tool» измените форму фигуры «Стрелки вверх» 4. Сохраните документ: a) Выполните последовательность команд «File (файл) -> Save (сохранить)». b) В появившемся окне укажите имя файла. c) Нажмите на кнопку «Save (сохранить)». |
4. Методика применения инструкционных карт в виде плана урока
План урока производственного обучения.
Место проведения урока: компьютерная аудитория.
Тема урока: «Работа в векторном графическом редакторе CorelDRAW».
Развивающие цели:
· развитие самостоятельного мышление и навыков самостоятельной работы.
Воспитательные цели:
· воспитывать интерес к выбранной профессии;
· воспитывать потребность в экономии учебного времени.
Образовательные цели:
· уметь организовать рабочее место;
· знать основные графические примитивы в векторном графическом редакторе CorelDRAW;
· уметь самостоятельно работать по инструкционной карте.
Задачи:
· изучить работу с объектами;
· освоить использование сетки, направляющих и измерительных линеек;
· научиться использовать привязку объектов.
Тип урока: урок производственного обучения.
Форма обучения: групповая.
Материально-техническое оснащение: персональный компьютер, приложение CorelDRAW.
План урока:
1. Вводный инструктаж
· Ознакомление учащихся с содержанием работы;
· Анализ инструкционной карты;
· Ознакомление учащихся с оборудованием и программным обеспечением.
· Разъяснение структуры трудовой деятельности;
· Демонстрирование способов выполнения операции;
· Предупреждение о возможных ошибках.
2. Текущий инструктаж
Целевые обходы:
· Контроль организации рабочих мест;
· Контроль за соблюдением технологического процесса;
· Контроль над выполнением операций;
· Индивидуальная работа с учащимися.
3. Заключительный инструктаж
· Подведение итогов занятий с указанием успехов и недостатков;
· Демонстрация лучших работ;
· Обсуждение и оценка работ;
· Ознакомление с темой следующего занятия;
· Выдача домашнего задания.
Заключение
В заключение стоит отметить, что несомненным преимуществом в разработке инструкционных карт, является формирование профессиональных умений и навыков, а так же обеспечение возможности постоянного осуществления самоконтроля.
В данной курсовой работе были выполнены следующие задачи:
· Дана общая характеристика темы;
· Представлено краткое содержание учебного материала;
· Разработаны инструкционные карты, в количестве 6 штук;
· Разработана методика применения инструкционных карт в виде плана урока.
Список использованных источников
1. Ермолаев В. С. Методика обучения учащихся работе с технической документацией. Вып. 3: учебно-методическое пособие / В. С. Ермолаев, И. С. Коренев, Р. М. Мутыгуллина ; Урал. гос. проф.- пед. ун-т. — Екатеринбург : Издательство УГППУ, 1996. — 46 с.
2. Методика профессионального обучения. Схемы, таблицы, комментарии: учеб. пособие для вузов / И. В. Осипова, О. В. Тарасюк, Ю. В. Осколкова, В. С. Локтина. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 148 с.
3. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2006. — 368 с.
4. Подласый И. П. Педагогика : учеб. пособие для пед. вузов / И. П. Подласый. — М. : Владос, 1996. — 631 с.
5. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Е. Эрганова. — 2-е изд., стер. — М.; Издательский центр «Академия», 2008. — 160 с.
6. Эрганова Н. Е. Практикум по методике профессионального обучения: учебное пособие / Н. Е. Эрганова, М. Г. Шалунова, Л. В. Колясникова. 2-е изд., пересмотр. и доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. -пед. ун-та, 2011. 89 с.
7. Иллюстрированный самоучитель по CorelDRAW 12 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://corel.demiart.ru/book12/