Монтессори придавала огромное значение в развитии речи ребенка, зрелости органов восприятия и сенсоматорики. Большой выбор материала для этого: штриховка, рисование форм, складывание мозаики, выкалывание и другие материалы. Сначала ребенок учится писать, обводя шершавые буквы (ведь выражать собственные мысли проще, чем понимать чужие), а уж затем — читать. [6, №1]
Два огромных мира, внешний и внутренний, существует у предмета. Детям дается возможность добывать информацию непосредственно из ощущений, подключая все органы чувств.
Они опытным путем познают их свойства: проводят опыты с разными веществами и предметами. Учитель рассказывает о первоосновах мира (земле, воде, огне, воздухе) через изучение конкретных тел и веществ, изучаются растения, животные и человек, их строение, развитие и размножение.
Обучающийся самостоятельно без помощи взрослого может делать посильную работу, обслуживать себя, помогать другим: мыть чашки, чистить ботинки, заплетать косичку, прибивать гвозди, стирать белье, утюжить, отвинчивать гайки, нанизывать бусы, работать с цветами, фруктами, семенами, тем самым ребенок приобретает опыт. Ему приятно осознавать, что он уже многое может делать сам, что у него многое получается и это осознание живет у него внутри, таким образом, идет не просто подготовка к школе, идет подготовка к жизни.
Суть метода Монтессори — это свободная работа детей в созданной педагогом развивающей предметно — пространственной среде. М. Монтессори заметила, что в разные периоды детства ребенок особенно концентрируется на определенных занятиях, воспринимает мир с особой интенсивностью. Она называла эти периоды сензитивными. Учитывая сензитивные фазы, учитель наполняет окружающую ребенка среду определенными дидактическими материалами.[18, с. 336]
Важную роль в развитии самостоятельности играет возможность самоконтроля. Ребенку нужно дать возможность самому контролировать и исправлять свои ошибки. Педагогу нужно познакомить ребенка со способами самоконтроля, учить замечать свои ошибки.
С целью воспитания у детей привычки к взаимопомощи формируются разновозрастные группы. Это полезно для социального и интеллектуального развития, как младших, так и старших детей. Младшие могут попросить помощи у старших, а старшие, помогая и отвечая на вопросы, сами лучше понимают суть дела. Дети общаются не только со сверстниками, а учатся устанавливать доброжелательные отношения и с младшими, и со старшими детьми. [10, № 3(26)]
Умение самостоятельно делать выбор, принимать решение — одно из важных социальных качеств. Это умение не приходит само собой, а приобретается постепенно путем тренировок.
И так, Монтессори – педагогика, является альтернативной системой воспитания и образования детей, это свободная работа детей в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде
Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей
Нормальное эстетическое развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие, а восприятие явлений и предметов окружающего мира начинается с познания.[9, № 3]
Формирование представлений и развитие восприятия ребенком внешних свойств и качеств, предметов: цвета, формы, положению в пространстве, запахе, величине, вкусе и так далее, это и есть сенсорное воспитание.
Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Это не только создает благоприятные условия для развития ощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками на листе бумаги. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем возрасте.
Сенсорный опыт ребенка обогащается посредством осязания, мышечного чувства, зрения. Ребенка обучают различать величину, форму и цвет предмета через дидактические игры.
Основная особенность дидактических игр — обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил, дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для эстетического воспитания детей.
Дидактические игры позволяют развивать его восприятие, чувственность и тактильные ощущения.
Виды дидактических игр: музыкальные; настольно – печатные; словесные; игры – забавы.
Для дидактических игр обязательным элементом является: выделение игровых задач, отражение учебного материала, подведение итогов, действия играющих и наличие правил.[8, № 6 с. 22]
Вывод по первой главе: в развитии и формировании личности ребенка имеют значение многообразные виды художественно – творческой деятельности: создание различных конструкций из природных материалов, рисование, вырезание из бумаги, аппликация, лепка.
Важным условием сенсорного развития детей является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей, именно в условиях содержательной, результативной деятельности складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства, предметом внимания детей, предметом освоения.
Инновационные технологии коррекционно-педагогической работы с детьми инвалидами, имеющими сенсорные нарушения
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.