Например, после смены власти на Украине в 2014 году в новой военной доктрине Украины в сентябре 2015 года Российская Федерация была объявлена ее военным противником. В результате СМИ активно поддерживалась позиция неприязненного и враждебного отношения к России. Так, например, по результатам опроса в Украине более 83 % жителей западных регионов относятся к России негативно, а на востоке страны негативные чувства к РФ испытывают 45 % [7].
Также и в США СМИ значительно повлияли на мнение людей о России. В 2014 году, по результатам опроса, проведенного BBC о влияние России на положение в мире, 64 % людей выбрали вариант «отрицательно». Этот процент не падает. А со вступлением на должность президента Дональда Трампа в средствах массовой информации широкое распространение получили новости о «русских хакерах», из-за которых, по словам источников, должность президента досталась именно этому кандидату [8].
Как следствие, из предыдущего пункта выделяется еще одна проблема, которая была подчеркнута также в новой доктрине информационной безопасности. В доктрине отмечается тенденция к увеличению в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики Российской Федерации.
Так как интернет-издания сейчас более популярны, у других государств появляется возможность воздействовать на мнение граждан не только своей страны, но и на людей других государств.
В связи с этим в новой Доктрине информационной безопасности Российской Федерации в главе III «Основные информационные угрозы и состояние информационной безопасности» отмечено, что «расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств. В эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан, при этом широко используются возможности информационных технологий».
Отдельно выделен и тот факт, что российские средства массовой информации зачастую подвергаются за рубежом откровенной дискриминации, российским журналистам создаются препятствия для осуществления их профессиональной деятельности, а также наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей [5].
5. Как проблему выделяют и возможность появления в СМИ информации, которая не должна быть обнародована, например персональные данные, медицинская тайна и пр. Не редки и случаи публикации материалов с насилием, нецензурной лексикой и другими вещами, что оказывает значительное влияние на сознание людей, ожесточая их и делая агрессивными. Случаи таких нарушений тоже известны.
Например, в 2015 году на одном из телеканалов произошло нарушение статьи 4 Закона о СМИ, в которой говорится, что «не допускается использование средств массовой информации для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну». В эфире были показаны кадры с совещания Владимира Путина по оборонной тематике. В кадр попали фрагменты с секретной информацией, на картинке можно было прочесть технические характеристики вооружения [13].
Существует проблема, обратная этой, — это периодическое отсутствие в СМИ публикаций на какую-либо тему, так называемое замалчивание информации. Все эти проблемы в значительной мере влияют на общественную жизнь и будущее самого государства в целом и реализуются посредством манипуляция сознанием. Существует много различных теорий о способах и методах управления сознанием масс.
Основными способами таких манипуляций являются подача большого количества информации и различных комментариев с созданием искусственного дефицита времени, чтобы человек не успевал отсортировать всю полученную информацию, при этом чем сильнее эмоционально заряжен материал, тем ниже уровень критического восприятия; частое повторение одной и той же информации, например на телевидении, этого добиваются многократным повторением новостных блоков [7].
Также убеждение массовой аудитории может осуществляться методами привлечения экспертного мнения или мнения большинства. Значительное влияние оказывает на людей информация, поданная на «языке», не понятном обывателю, т. е. с использованием сложных научных терминов или слов-амеб. Часто используются в журналистской практике и такие приемы, как метод исторических аналогий, метод фактизирования и др. [23].
На данный момент уже существуют законы, регулирующие деятельность СМИ, к ним можно отнести Закон РФ от 27.12.1991 № 2124–1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 15.08.1994 № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», 223 Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и др. [18].
В новой Доктрине информационной безопасности национальными интересами в информационной сфере также была названа защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий. Существуют уже и государственные органы, контролирующие деятельность СМИ (Рособрнадзор, Минкультуры России, Роспотребнадзор, Роскомнадзор). Но с ростом числа СМИ и возможностей получения информации число проблем не уменьшается, появляются новые области, которые существующие законы пока не задевают [22].
Можно выделить ряд правил, которым СМИ необходимо придерживаться (и которые они не всегда соблюдают), исходя из требований МИБ:
Информационное воздействие и его влияние на социализацию молодежи
- Дмитрий Аксёнов
- Социальная работа
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.