Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Игровые приемы в формировании навыков конструктивного общения у детей дошольного возраста

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Смена форм конструктивного общения связана в основном с изменением содержания коммуникативной потребности у детей в их контактах со взрослыми: от потребности во внимании и доброжелательности взрослого в первом полугодии жизни ребёнка к потребности в деловом сотрудничестве с ним у детей раннего возраста, к потребности в уважении взрослого у детей среднего дошкольного возраста и потребности во взаимопонимании и сопереживании у детей старшего дошкольного возраста. Появление новых содержаний коммуникативной потребности не отменяет предшествующих, оно к ним добавляется, образуя вместе с предшествующим содержанием более сложное соединение.
Новое содержание коммуникативной потребности в течении какого-то времени доминирует, определяя в это время ряд психологических особенностей ребёнка. Контакты детей с окружающими людьми не ограничиваются только их взаимодействиями со взрослыми. Наступает момент, когда ребёнок устремляется к другим детям. Исследование общения детей со сверстниками показало: собственно коммуникативная деятельность с ровесниками возникает в конце 2-го, начале 3-го года жизни. До этого ребёнок относился к другому ребёнку, как к игрушке, как к интересному, но неодушевлённому предмету, не видя в нём такого же, как он сам, человека [20;с.37].
В общении со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребёнок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
Такой широкий диапазон детских контактов определяется большим разнообразием коммуникативных задач, которые решаются в этом общении: здесь и управление действиями партнёра, и контроль за их выполнением, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных образов, и постоянное сравнение с собой. Всё это требует освоение широкого спектра соответствующих действий [24;с.145].
Вторая черта конструктивного общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что, начиная с четырёхлетнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнёром по общению. Значимость общения, которая выражает ступень напряжённости потребности в общении и меру устремлённости к партнёру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым. Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности.
В ходе контактов со сверстниками в рамках ситуативно-деловой формы общения дошкольники стремятся установить между собой деловое сотрудничество. Это стремление и составляет основное содержание их коммуникативной потребности. Дети заняты общим делом, они тесно кооперированы, и, хотя часть дела выполняется индивидуально, всё же они стараются согласовать свои действия, достичь единой цели. Переход от соучастия (при эмоционально-практическом общении, когда дети просто действуют рядом) к сотрудничеству – заметный прогресс.
Таким образом, на этапе дошкольного возраста происходит постепенный переход от одной формы конструктивного общения со взрослыми и сверстниками к другой. Это обеспечивает не только процесс становления общения и формирование коммуникативных умений, но и возникновение таких важнейших способностей, как сопереживание, взаимопомощь, организация содержательного общения.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.