В.А. Сухомлинский писал: «…В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [27, с.22].
В. А. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» [27, с.23]..
Таким образом, игра имеет важное значение в жизни ребенка и оказывает воспитательное воздействие на него.
1.3 Игра как средство в воспитательном процессе
Классик отечественной педагогики Р.И. Жуковская указывала на то, что игра становится действенным средством воспитания при условии целенаправленного построения педагогического процесса, роли учителя по созданию возможностей духовного общения между детьми [14, с.72].
Как отмечали ученые А.В. Запорожец и Т.А. Маркова, игра является важным средством воспитания, с помощью которого решаются задачи морального и эстетического, умственного и физического воспитания [25, с.7].
Игра – это осмысленный и целенаправленный вид деятельности ребенка, с характерными для всякой деятельности чертами: наличием цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. В каждой игре есть значимая для ребенка цель. Цели не являются постоянными. Н.К.Крупская указывала, что по мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям.
Как указывал А.С. Макаренко, большие воспитательные возможности игры заключены в ее специфической особенности приносить глубокие переживания ребенку [9, с.17].
Воспитывающий потенциал игры всегда зависит:
во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр;
во-вторых, от того, каким героям подражают дети;
в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования действий, установления доброжелательных отношений с партнерами.
Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы, особенно это касается коллективных игр.
Коллективные игры детей представляют собой формы моделирования ими общественных отношений, воссоздают наиболее типичные ситуации жизнедеятельности в материальной, доступной ребенку форме, позволяют активно осваивать формы социально одобряемого поведения.
Главный педагогический смысл коллективных игр – это создание ситуаций выбора, в которых ребенок может сам найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и имеющегося социального опыта. Это обусловлено погружением ее участников в особую игровую атмосферу и одновременным включением в решение особо значимой для них проблемы; поведением, будто игра становится для детей реальностью.
Игра как средство воспитания имеет свои особенности. Так, в ней помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отношения – не изображаемые, а действительные, реальные. После игры наступает последействие – закрепление и развитие полученных позитивных тенденций и достижений, внесение изменений в организацию жизнедеятельности коллектива [6].
Таким образом, в процессе игры создаются благоприятные условия для формирования личности ребёнка, ее развития, воспитания, совершенствования психических процессов. Игры разнообразят процесс воспитания, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают уверенность в своих силах.
Игры дают детям очень важный навык совместной работы, позволяют активно осваивать формы социально одобряемого поведения и взаимодействия. В игре развиваются нравственные и другие качества личности, такие как: креативность, свобода поведения, самосознание, ответственность, самостоятельность и другие. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.