Психологи в процессе изучения творческой активности детей пришли к выводу о том, что творческое начало может быть сформировано у ребенка в большей степени под влиянием специальным образом организованного процесса обучения и воспитания. А. Запорожец в своих трудах пишет о том, что для художественного творчества ребенка необходим базис, определенный фундамент, т.е. ребенок не сможет творить, если ему не покажут краски, карандаши или фломастеры и не расскажут, как ими пользоваться. Вместе с тем, исследователь говорит о том, что усвоение человеческого опыта практически невозможно без творческой активности, т.е. творчество – это основа полноценного образовательного процесса.
В педагогической науке, с учетом современных инновационных концепций обучения и воспитания детей, которые направлены на личностное развитие, индивидуальный подход, гуманизацию воспитания, творчество обретает особую значимость, поскольку в процессе индивидуально-ориентированного обучения в первую очередь развивается творческая активность личности ребенка.
Исследования таких ученых, как, Л. Васильева, Н. Ветлугина, И. Дзержинская, И. Лыкова, А. Радынова, Е. Флерина и многих других показывают, что для старшего школьного возраста характерна особая сенситивность к художественно-творческой активности. В процессе творчества ребенок способен к самовыражению собственной личности познанию самого себя, самоутверждению.
Многие исследователи также отмечают, что в процессе исследования сущности художественно-творческой активности старших школьников столкнулись с понимаем того факта, что творчество старшего школьника практически невозможно рассматривать отдельно от педагогического процесса, поскольку в процессе обучения и воспитания и сам ребенок, и педагог ставят перед развивающейся личностью определенные задачи, активизирующие художественно-творческую активность, а через нее – и усвоение определенных знаний, умений и навыков.
При анализе различных педагогических исследований, становится видно, что исследователи по-разному понимают организацию и руководство художественно-творческой активностью старших школьников [2, с.65].
А. Бакушинский и К. Лепилов пишут о том, что художественное творчество активизируется при стимулировании, организация и руководство этим процессом во многом зависит от характера взаимоотношений ребенка и взрослого.
Н. Ветлугина, А. Кенеман, В. Косминская, Е. Флерина и др. отмечают, что основой художественно-творческой активности и ее проявлений становится обучение ребенка определенным навыкам и умениям [1, с.76]. Н. Ветлугина, Д. Воробьева, И. Лыкова, Г. Пантелеев и др. говорят о том, что главное в организации и руководстве творчеством ребенка – дать ему возможность самостоятельного проявления художественно-творческой активности.
Что касается понимания сущности художественно-творческого развития ребенка, то, по мнению исследователей, оно заключается в в создании субъективно нового для ребенка продукта, который отражает его знания, умения и опыт, а также свои эмоции и чувства по отношению к отображаемому образу. При этом он применяет те изобразительно-выразительные средства, которые были вложены ему педагогом в процессе образования, или используя те, которые он выработал и познал самостоятельно [1, с.78].
Т. Казакова также говорит о том, что для творчества ребенка характерна свобода самовыражения, которая не зависит от того, какими и в какой степени ребенок владеет приемами и средствами художественной активности. Однако от разнообразия и многообразия, узнаваемых в процессе обучения приемов и методик, от уровня развития восприятия, роста умений ими пользоваться, от чувственного восприятия и жизненного опыта оттачивается выразительность отражения художественного образа [11, с.102].
Ю. Бабанский и М. Скаткин говорят о том, что для художественно-творческой активности и деятельности старших школьников необходим интерес со стороны ребенка. В качестве составных элементов интереса Л. Блащук называет: проявление познавательной и творческой активности, эмоциональную заинтересованность, волевые усилия, которые ребенок прикладывает для достижения результата [5, с.163] .
Исследователи выделяют три главных компонента художественно-творческой активности детей, которые следует рассматривать в непосредственной взаимосвязи – это восприятие, исполнительство и творчество [11, с.99].
Н. Ветлугина, Т. Казакова, Т. Комарова и другие исследователи пишут о том, что художественно-творческое развитие личности возможно только при гармоничном сочетании названных компонентов. Л. Парамонова также добавляет к этому три элемента детского творчества [37, с.174]:
Художественно-творческое развитие учащихся на уроках мировой художественной культуры в старших классах
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.