Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Химический эксперимент как средство развития умственной самостоятельности учащихся

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Подготовленные для демонстрации приборы и оборудование целесообразно иметь под рукой в двух экземплярах (на случай внезапного выхода из строя или поломки); в крайнем случае, следует подготовить запасные детали этого прибора. Химические реактивы надо использовать нужной марки и квалификации по чистоте, растворы  надлежащей концентрации. Размеры оборудования и количества реактивов должны обеспечивать наглядность опыта: все, что происходит на демонстрационном столе, аудитория должна хорошо видеть. На емкостях с растворами и сухими реактивами должны быть этикетки, написанные аккуратно и химически грамотно.
Если лабораторный стол не имеет вытяжных устройств, их можно до некоторой степени заменить большим стеклянным колоколом, под который помещают газовыделяющие или возгорающиеся реакционные смеси. В этом случае колокол ставят на специальную подставку, вместе с которой можно будет потом вынести его из аудитории.
3. Использование проекционной техники
Удобной формой обеспечения наглядности опыта при малом расходе реактивов может служить использование проекционной аппаратуры (например, слайдопроектора или полилюкса). Можно применять и видеотехнику с демонстрацией видеозаписей, сделанных заранее в лаборатории при выполнении сложного опыта.
Полилюкс (кадоскоп) – один из приборов, которые могут быть успешно использованы для проецирования на экран прозрачных бесцветных или окрашенных объектов, чтобы наблюдать за их состоянием (изменением цвета, выделением газа, осаждением или растворением твердой фазы). Обычно полилюкс используют для показа на экране иллюстративного материала на прозрачных пленках – фолиях.
Для демонстрации опытов прозрачные стеклянные сосуды (чашки Петри или тонкостенные стаканы) помещают на кадровое световое окно полилюкса, предварительно защитив его поверхность от попадания реактивов стеклянной пластиной размером 25 25 см. На экран эти сосуды проецируются в виде кругов того или иного цвета и вида, отвечающего состоянию реакционной смеси в них: например, выделение газа будет заметно по появлению мелких кружочков  пузырьков, выпадение осадка дает затемнение проекционного круга, изменение цвета раствора, как правило, тоже хорошо видно на экране.
Основное требование при проведении опыта на полилюксе обеспечение хорошей видимости объекта. Для этого наливают жидкие вещества в чашки очень тонким слоем (не более 57 мм), используют малые количества реагирующих веществ.
Очень важно учитывать также, что при работе мощной лампы проектора неизбежно происходит нагревание растворов в реакционных сосудах, что отражается на ходе некоторых реакций. Поэтому опыты на проекторе делают быстро и сразу же после их окончания снимают посуду и защитную пластинку со светового окна.
4. Подготовка и показ опытов
Любому демонстрационному опыту отводится краткий промежуток времени, и поэтому он всегда должен быть тщательно подготовлен и проверен. Демонстрация опытов  это искусство, требующее особых навыков и напряженного внимания: каждый опыт, даже если он освоен и неоднократно выполнялся, должен быть заранее прорепетирован.
Разумеется, положительный эффект дает только удавшийся опыт. Если опыт не получился, надо стараться объяснить причину неудачи. В этом случае полезно повторить опыт.
Во время показа опыта нужно объяснять каждую операцию, фиксируя внимание аудитории на его этапах. При этом надо избегать всего, что отвлекает внимание.
Выбор конкретных опытов по теме лекции или урока определяется как учебной задачей, так и ресурсами учебного заведения. Однако есть правило, которое можно считать универсальным: лучше показать два три опыта, но детально их объяснить, нежели продемонстрировать десять опытов без вразумительного толкования.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.