В современном развитии нашей государственной службы существуют сейчас две тенденции. С одной стороны, это определенное продвижение в направлении ее демократической модернизации с учетом мирового опыта, с другой — стремление к оформлению независимой от общественного контроля бюрократической корпорации с ее особым миром и системой ценностей.
Таким образом, в России государство всегда доминировало над обществом. Государственная власть строилась с учетом ведомственных и классово-сословных интересов.
1.2 Понятие и виды государственной службы
Государственная служба является комплексным публичным, социальным правовым, организационным институтом и профессиональной деятельностью. «В системе государственного управления государственная служба предназначена для выполнения двуединой задачи. Во-первых, это оказание административной (аппаратной) поддержки политическому руководству страны; во-вторых, изучение проблем управления и интересов всех слоев населения, в чем так нуждаются государственные органы».
Согласно Конституции РФ граждане РФ имеют ценности и интересы. Они обладают соответствующими потребностями и качествами, обеспечивают профессиональное исполнение функций государственного управления, что означает осуществление государственной службы как профессиональной деятельности.
Государственная служба – предмет специального государственно-правового регулирования. Законодательство о государственной гражданской службе (Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации») устанавливает приоритет законодательства о гражданской службе, относящейся по правовой природе к публичному (административному) праву, над законодательством о труде, регулирующим частное право.
А.Ф. Ноздрачев выделяет следующие цели государственной службы:
— упорядочение работы государственного аппарата;
— установление требований к функциям и правомочиям по государственным должностям;
— определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных служащих;
– регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;
— формирования условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
государственная гражданская служба
военная служба
правоохранительная служба
Государственная гражданская служба — вид госслужбы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Государственная гражданская служба РФ подразделяется на:
федеральную государственную гражданскую службу
государственную гражданскую службу субъектов РФ.
Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.
Правоохранительная служба – вид федеральной госслужбы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Между видами государственной службы организуется взаимосвязь, которая обеспечивается посредством:
– соотносительности основных условий прохождения службы и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий.;
– установления ограничений и обязательств при прохождении госслужбы РФ различных видов;
– учета стажа госслужбы РФ иных видов при исчислении стажа;
– соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших госслужбу РФ.
Взаимосвязь между видами госслужбы обеспечивается на основе единства системы госслужбы РФ и принципов се построения и функционирования.