Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Генезис исследования массового сознания: феномен толп

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Реальность коллективного субъекта дано нам не потому, что существуют такие понятия, как народ, нация, государство, группа, коллектив, общество и т. д, а потому, что существуют коллективные, групповые представления. Значение коллективных представлений для социологического исследования вынужден был признать и такой сторонник методологического индивидуализма, каким был М. Вебер.
Он не может обойтись без понятия группового представления то ли группового сознания, анализируя дух капитализма. Для Вебера коллективное представление имеет две плоскости существования: «сущее» и «должное». Наличие должного в коллективном представлении вовсе не означает, что иллюзорное составляет сущность коллективного представления. Вебер склонен отождествлять коллективное представление с понятием идеи.
И Дюркгейм, и Вебер понятие идеи, духа использовали обычно безотносительно к анализу поведения случайных социальных групп, толпы. Для них обращение к коллективному представлению связывалось с попыткой выяснить источник социального института или с тем, чтобы показать значение идеи в развитии общества.
Учредители психологии толпы Лебон и Тард усматривали необходимость обращения в коллективных представлениях в том, что индивид, поведение которого изучено и предусмотрено, в толпе чувствует, думает и действует совершенно иначе, чем можно было бы от него ожидать. Идеи Лебона и Тарда о «мышления» толпы находят продолжение в современной социологии, которая в мышлении толпы различает механизм наложения и проекции.
Пионером в исследовании данной проблемы толпы считается французский социолог Гюстав Лебон (1841–1931), чьи произведения долгое время не признавались в научных кругах. Интересным является тот факт, что у Г. Лебона понятие «масса» и «толпа» идентичны, хотя в философской литературе (особенно советского периода) понятие «массы» – «народные массы», «революционные массы» – становится нарицательным, а в понятии «толпа» подчеркивается его деструктивный, антисоциальный элемент. «Под словом «толпа» подразумевается в обычном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и какими бы ни были случайности, вызвавшие отмеченное собрания».
Общую душу толпы не очень легко исследовать, поскольку ее организация может колебаться в зависимости от расы и от внешней среды. Согласно лебоновскому закону о психологической духовном единстве толпы, отдельное растворяется в массе, и независимо от личных качеств человека вырабатывается общий субстрат толпы. Частично Лебон относит это к бессознательной жизни разума, которое превалирует над сознательным. Поэтому толпа, в которой даже есть высокоинтеллектуальные люди, не может выполнить задач, которые требуют высокого ума.
Лебон выделяет 3 причины, которые объясняют разный характер отдельного человека и толпы:
1) толпа создает ощущение вседозволенности, могущества, уменьшает чувство ответственности. 2) «заразительность» толпы способствует тому, что всякое чувство, всякое действие является заразным. 3) повышенная способность к внушению, гипнозу, воздействию извне, в отличие от изолированного человека.
Людей, способных противостоять внушению, немного, и поэтому они неспособны бороться с течением. Однако не следует думать, что толпа способна только на плохие дела – все зависит от того, в каком направлении будет осуществляться влияние на него. Толпа может с одинаковой силой разрушать здания, убивать, разорять, однако он способен и на большие подвиги во имя Родины, свободы, чести.
Относительно чувств масс, то тут они не имеют ни нерешительности, ни сомнений. Все это связано с тем, что толпа легче поддается чувствам, чем разуму. Отсюда и нетерпимость ко всякого рода диссидентам и инакомыслящим, и достаточно искры, чтобы вспыхнуло пламя расправы. В истории много примеров – во время Французской революции везли на гильотину всех аристократов, во время русских революций пускали в «расход» контру. Но при любых условиях толпу, которая с презрением относится к слабой власти, подобострастно ползает перед сильной.
Идеи, которые исповедует толпа, можно разделить на два разряда:
– приходящие и быстротечные – поклонение какой-то доктрине, личности;
– идеи, которые благодаря подражанию, среде, общественному мнению укоренились в подсознание – таковы религиозные верования и политические доктрины, в частности демократия и социализм.
Роль лидера (вождя, предводителя) является очень значительной. Именно он чаще всего является тем внешним фактором, который влияет на массы, благодаря ему толпа поддается внушению и гипнозу. Воля лидера является тем ядром, вокруг которого кристаллизуются мысли и действия. Вожак является тем первым звеном в организации разнородной массы в толпу. Лебон разделяет лидеров на две группы. К первой относит людей энергичных, с сильной, но неустойчивой волей. Ко второй относятся люди с сильной, но в то же время прочной волей. Первые – смелы, буйны и отважные, их поле деятельности – преимущественно внезапные спонтанные дерзкие действия, они поднимают массы на дело, пренебрегая опасностью. Лебон также выделяет различные категории и классификации толпы:

Дмитрий Аксёнов
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜