К сожалению, данные о распространении синдрома эмоционального выгорания среди работников социальной сферы немногочисленны и зачастую противоречивы. Кроме того, за всю историю исследования синдрома эмоционального выгорания среди представителей социономических профессий на сферу социальной работы приходится меньше всего исследований. В результате исследований были установлены следующие факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгоранияя:
Демографический фактор. Результаты исследований показали, что синдром эмоционального выгорания у женщин чаще проявляется в форме эмоционального истощения, а у мужчин- в деперсонализации. Кроме того, некоторые исследователи предполагают, что пол может быть статистически значимым фактором риска. Другим оспариваемым фактором является культурная принадлежность работников социальной сферы. Одно исследование показало, что этническая принадлежность работников и их культурные ценности могут увеличивать или уменьшать их уязвимость к «тяжелым» ситуациям на работе. Возраст, семейное положение, родительское положение в разных индивидуальных ситуациях повышаю или наоборот уменьшают риск выгорания.
Личностный фактор. Личностные черты: самооценка, самоэффективность, локус контроля, эмоциональная стабильность, экстраверсия, добросовестность, оптимизм, инициативность и выносливость- уровень этих качеств напрямую связан с предрасположенностью к развитию синдрома эмоционального выгорания. Но было установлено, что условия труда и межличностные отношения на рабочем месте оказывают большее влияние на развитие или предотвращение синдрома эмоционального выгорания, находятся в более тесной связи с ним. Так что синдром эмоционального выгорания в значительной степени социальным, а не индивидуальным явлением.
Факторы окружающей среды. Неопределенность ролей, слабый уровень социальной поддержки и интенсивность контактов с клиентами- всеми факторами связаны с аспектами рабочей среды. Так же синдром эмоционального выгорания положительно коррелирует с конфликтом ролей между работой и семьей, стрессом, удовлетворенностью работой, приспособленностью человека к окружающей среде, чрезмерным спросом на работу, ограниченными ресурсами и низким уровнем работоспособности[13].
Важно с большим вниманием отнестись к причинам высокого уровня стресса среди работников социальной сферы. Это позволит расширить и скорректировать и развить область организационной сферы социальной работы. Несмотря на социальную необходимость профессии, зачастую людям работать и заниматься развитием этой сферы довольно дорого.
Возможно, одним нз решений проблемы будут жесткие рамки для профессиональной пригодности к данной деятельности, поскольку требования к профессиональным и личностным качествам социального работника зачастую значительно превышают реальные возможности того или иного индивидуума. Еще на стадии обучения будущих специалистов необходимо знакомить с возможными рабочими стрессами, способами их решения, развивать эмоциональный интеллект студентов. А по результатам тестирований направлять будующих специалистов в подходящую им стезю. Это еще на стадии обучения позволит предупредить или отсрочить возможное эмоциональноее выгорание в процессе следующей рабочей деятельности. Так же стоит сказать, что несмотря на непопулярность направления деятельности в социальной сфере в современном мире, сфера “помогающих профессий” требует высокой личностной и профессиональной подготовленности специалиста. По этой причине социально-психологическая помощь играет крайне важную важную роль в процессе как первичной подготовки специалиста, так и в процессе его дальнейшей работы.
Так же профилактика эмоционального выгорания не может быть заботой самого сотрудника организации социальной сферы. Это должна быть отдельная должность, специалист, отвечающий за подбор проффесионалов, проводя тестирование на развитие эмоционального выгорания еще до приема на работу, занимающийся организациией и координированием работы в учреждении, так называемый менеджер в социальной сфере. Вообще направление менеджмента в России частично развито в зависимости от областей занятости, в социальной работе этот термин малораспространен, и нет отдельного направления преффессиональной деятельности с четко установленным кругом обязанностей такого сотрудника. Компетентный менеджер должен разрабатывать программы самостоятельно или привлекать сторонние ресурсы для развития проффесиональных качеств сотрудников, повышения личной стрессоустойчивости сотрудников и, как следствие, снижения уровня эмоционального выгорания, а так же создание и поддержание благоприятной атмосферы в коллективе, организация и координация и установление связей между социальными службами и подразделениями внутри организации. При разобщенной работе работе подразделений эффективность работы снижается. Так же необходимо налаживание работы межведомственных организаций, интеграция рабочего процесса социальных служб федерального, регионального и местного значения, а так же благотворительных организаций, фондов и волонтерских центров. В большинстве организаций все эти обязанности распределяются между сотрудниками, засчет чего растет персональная нагрузка работников, повышается уровень утомляемости, и на фоне этого снижаеся личная работоспособность. В последствии это сказывается на низкой эффективности организации в целом. А если брать во вниманието то, что значительная часть организаций социальной сферы- бюджетные, то проблемы эффективности организаций и повышения личной эффекивности сотрудников становятся проблеммами государственного уровня.
Вывод по первой главе
Четко оформленные формы социально-психологической поддержки сотрудников, развитие организационного направления социальной работы позволят поднять рейтинг профессий социальной сферы, уменьшит процент “утечки” кадров, увеличит процент людей, работающих по специальности, по своему профилю обучения.Такой подход позволяет: сохранять рабочие отношения с уже имеющимся штатом специалистов, привлекать новых людей в профессию и расширять в целом поле проффесиональной деятельности в социальной сфере, поскольку человек будет понимать, что труд сотрудников в этой сфере ценят и ему помогут восполнить моральные силы. Поддержка социальных работников государством — необходимая мера, направленная на увеличение эффективности, поддержание работоспособности и повышение общей привлекательности специальности для молодых кадров.
Формы психолого-социальной помощи социальным работникам
- Дмитрий Аксёнов
- Социальная работа
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.