Групповая форма имеет ряд недостатков. Среди них наиболее значительными являются: сложность заполнения групп и организации работы в них; Учащиеся в группах не всегда могут самостоятельно проанализировать сложный учебный материал и выбрать наиболее эффективный способ его изучения. В результате слабые ученики с трудом изучают материал, а сильным — более сложные, оригинальные задания. Только в сочетании с другими формами обучения — фронтальным и индивидуальным — групповая организация обучения учащихся приносит положительные результаты.
Выбор наиболее оптимальных вариантов сочетания данных форм определяется учителем в зависимости от учебных задач, характеристикам класса и его учеников, от уровня их способностей.
Особенностью организационных форм является то, что их выбор не однозначно определяется содержанием образования. В то же время организационные формы составляют определенную часть содержания образования и, как правило, общие для всех учащихся и всех предметов. Они учат слушать, обсуждать в коллективной работе, концентрироваться и организовывать свою деятельность во время индивидуальной работы. На уроке учащиеся привыкли внимательно слушать других, вникать в истинный смысл выступлений, вопросов и замечаний своих товарищей, спорить с аргументами или, по согласованию, дополнять их новыми аргументами. Ученики учатся составлять схемы, библиографию, доклад и т. д. На практических занятиях и во время домашней работы они учатся организовывать свое рабочее место, планировать работу, укладываться в отведенное время, отслеживать результаты.
Организационные формы обучения могут самостоятельно выполнять и немалую воспитательную функцию.
Назначение организационных форм — наиболее эффективно адаптировать учебный процесс к реальным условиям.
Осуществление обучения требует знания и умелого использования различных форм организации педагогического процесса. В современной дидактике сложилась парадоксальная ситуация. Исследователи отмечают (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов и др.), Что даже специалистам в этой области трудно сказать, что такое форма организации учебной деятельности и чем она отличается от методов обучения. В традиционной дидактике форма, казалось, была отделена от содержания, поскольку она определяется характеристиками, внешними по отношению к образовательному содержанию. Так, в одном из учебников указано, что формы отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы: «Латинская словоформа означает внешний вид, внешнюю форму. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации образовательного процесса, которая связана с количеством обучаемых студентов, временем и местом обучения и порядком его осуществлени», По мнению И. М. Чередова, формой организации обучения является особая структура звена или совокупности звеньев образования.
В. К. Дьяченко считает, что понятие «форма организации образования», как и другие понятия дидактики, может быть научно обосновано только при условии, что дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение — это общение, в котором знания и опыт (включая творческий опыт), накопленные человечеством, воспроизводятся и усваиваются».
Общение происходит между взаимодействующим учителем и учениками. В зависимости от структуры образовательного общения, В.К. Дьяченко делит общие формы на индивидуальные, парные, групповые и коллективные.
Понятие «организация» в «Философской энциклопедии» интерпретируется как «упорядочение, установление, спекуляция в системе любого материального или духовного объекта, расположение соотношения частей объекта». Обучение может происходить только тогда, когда оно как-то организовано. Это происходит и существует, прежде всего, в определенных формах его организации. Организационные формы образования являются материальной основой образования.
Итак, форма обучения — это целенаправленная, осмысленно богатая и методически оснащенная система когнитивного и образовательного обучения, взаимодействия и взаимоотношений учителя и ученика. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, средств и методов обучения. Отдельная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинар, экскурсия и др.) Имеет частную образовательную ценность. Он предоставляет детям усвоение конкретных фактов, обобщений, выводов и уточнения индивидуальных навыков. Система различных форм обучения, позволяющая раскрывать целостные разделы, темы, теории, концепции, применять взаимосвязанные навыки, имеет общую учебно-воспитательную ценность, формирует системные знания и личностные качества учащихся.
Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена особенностями содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала детьми разных возрастных групп. Содержание науки и возрастные особенности школьников требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в учебном процессе, временную продолжительность, изменение, подвижную структуру, методы организации, методическое оснащение. Различные комбинации этих компонентов позволяют создавать разнообразные образовательные формы.
Формы организации учебного процесса
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.