Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Формирование умения работать с текстом у учащихся четвёртого класса

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

На уроках русского языка учащиеся сталкиваются со словами, правописание которых надо запомнить. Дети повторяют их, записывают на доске. В программах по русскому языку четко определено количество слов для запоминания правописания и произношения одновременно. Их следует обрабатывать как на уроках родного языка, так и чтения.
Систематическая работа над текстом служит основой для формирования у учащихся речевых умений и навыков и позволяет наблюдать, всесторонне анализировать и обобщать различные лексические и грамматические явления в их фактических взаимосвязях.
Учеников необходимо учить правильно воспринимать эмоционально-оценочную информацию высказывания, развивать у них умение понимать значение общего тона, темпа, громкости (силы) голоса и тому подобное. Значительное внимание уделяется умению следить за развитием мысли, осмысленно членить тексты на составные части, определять главную мысль текста. В процессе формирования умений строить собственные связные высказывания, важно наглядно раскрывать детям особенности текстов в зависимости, от того, кому они адресованы, и от цели и общей ситуации речи.
На материале учебно-научных текстов детям целесообразно объяснять новое, писать из памяти выборочные диктанты. Знание о типах предложения, полученные на уроках родного языка, учащиеся закрепляют в ходе обработки художественных текстов на уроках чтения, учатся правильно интонировать вопросительные, побудительные, восклицательные предложения.
Самым эффективным способом проверки понимания научного текста является вопрос по его содержанию с несколькими вариантами ответа на каждый из них, среди которых надо выбрать правильный. Проверка аудиативных умений путем пересказа текста или беседы по его содержанию не является объективной, поскольку часто случается так, что ученик понимает текст, но не может логически построить его пересказ, правильно сформулировать ответ на поставленные вопросы во время беседы по его содержанию.
Важное место в формировании информационно-аналитической компетентности учащихся начальных классов отводится развитию навыков устной диалогической и монологической речи (говорение). Работа над диалогом предусматривает два этапа:
1) воспроизведение, разыгрывание диалога с прослушанного или прочитанного текста;
2) составление диалога с ситуативным рисунком, словесно описанной ситуацией, опорой на вспомогательный материал, а также самостоятельно, соблюдая правила этикета, культуры общения.
Систематическим применением знаний о предложении, полученных на уроках родного языка, в ходе обработки учебно-научных текстов на уроках чтения у учеников успешно формируются аналитико-синтетические речевые умения. Различные упражнения побуждают детей определять главную мысль произведения, домысливать ситуации. Школьники любят работать над текстом, подбирать заголовки, различать жанры. Такие задачи активизируют их мышление, развивают познавательные интересы.
В развитии учебно-познавательной культуры важное значение имеет проблемно-поисковая ситуация — постановка перед учащимися определенных познавательных задач, содержащих в себе противоречие, которое вызывает дискуссии, побуждает к размышлениям, выводам. Иногда необходимо создать такую ситуацию, чтобы учащиеся убедились в недостаточности своих знаний, почувствовали потребность приобрести новые знания.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.