Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Формирование умений анализа и оценки произведений искусства младших шк. посредством беседы на уроках изо

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Рассмотрим перечисленные методы подробнее. Методы обучения по источнику получения знаний подразделяются на: словесные, наглядные и практические методы. К словесным методам обучения относится беседа, пояснение, поощрение, художественное слово и др. Учитель при помощи слова объясняет, излагает учебный материал, а ученики через слушание, запоминание и осмысливание активно его усваивают.
Беседа на уроках изобразительного искусства – это организованный педагогом разговор. В процессе этого разговора учитель через вопросы, пояснения, уточнения, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке или аппликации. Метод беседы подразумевает максимальное стимулирование детской активности. Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего обучения изобразительной деятельности.
Пояснение – это словесный способ воздействия на сознание детей. Он помогает им понять и усвоить, что и как они должны делать во время урока и что должны получить в результате. Пояснение дается в простой, доступной форме одновременно всему классу или отдельным детям. Этот метод часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы.
Поощрение – методический прием, который следует чаще применять в работе с детьми. Он вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнять работу хорошо. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей.
Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обоснованным должно быть переживание успеха. Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ. Наглядные методы обучения – это такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств [7]. Наглядные методы обучения делятся на две группы [7]:
метод иллюстраций;
метод демонстраций.
Метод демонстрации заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, объектами, процессами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида, а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются.
Демонстрация художественных произведений, образцов одежды и т.п. также начинается с целостного восприятия. Показ часто сопровождается схематической зарисовкой рассмотренных объектов [28]. Объектами демонстрации являются: наглядные пособия демонстрационного характера, картины, схемы, таблицы, карты, кинофильмы, диапозитивы, макеты, модели, диаграммы, крупные натуральные объекты и препараты и др.; Демонстрация применяется учителем преимущественно при изучении нового материала, а также при обобщении и повторении уже изученного материала.
Иллюстрация, как метод применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления. Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога [8].
В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся практические работы, упражнения [4].
Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Требования к методу упражнения:
сознательный подход учащихся к их выполнению;
соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений – сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем – на воспроизведение – на применение ранее усвоенного – на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации – на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков [28].
Также обучение детей младшего школьного возраста анализу произведений искусства подразумевает использование определенных средств обучения, среди которых могут быть [17, с.54]:
печатные (учебники и учебные пособия, книги для развития творческого мышления, воображения, раздаточный материал и т.д.);
электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники с интересными развивающими заданиями, т.п.);
аудиовизуальные (слайды, образовательные видеофильмы, музыкальные ряды и т.п.);
наглядные плоскостные (плакаты, настенные карты, иллюстрации, магнитные доски);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды).
Таким образом, можем сделать вывод о том, что существует ряд методов, средств и приемов по обучению детей младшего школьного возраста анализу произведений искусства. Выбор того или иного метода или приема будет зависеть от поставленной цели, предметных и метапредметных результатов, которые планируется достичь. Главная задача при этом – создать условия для реализации и развития творческих способностей обучающихся, интереса к изобразительному искусству и творческой активности.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.