Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Формирование учебной мотивации младших школьников средствами литературного чтения и внеурочной литературной де

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Когнитивные интересы младших школьников выражаются в различной степени. К сожалению, мотив познания не является ведущим. Чтобы поддерживать интерес к обучению, учитель должен иметь большой запас игровых и эмоциональных методов организации урока, уделить внимание изучаемому материалу и т. д. Опираясь на эти методы, следует начинать с самых необходимых для формирования внутренней когнитивной мотивации, теоретического интереса (например, найти общий способ решения всех задач определенного типа) [29].
Также важно обратить внимание ребенка на процесс самоизменения, подчеркнуть феномен роста своих способностей и придать ему значение, превратить оценку обучающегося в самооценку. Особенности когнитивных интересов и мотивов, возрастная динамика мотивационной сферы — это не раз и навсегда данные и неизбежно присущие школьникам того или иного возраста константы.
По определению Л.С. Выготского «учебная деятельность является одним из видов деятельности обучающихся, направленным на усвоение им теоретических знаний, умений и навыков» [12]. Учебная деятельность включает в себя наиболее значительные изменения, которые происходят в развитии психики детей рассматриваемого возраста. Эти изменения включают изменения в эмоциональной и мотивационной сфере. Младшие школьники впервые формируют обобщение опыта, развивают стабильные эмоциональные комплексы чувств неполноценности или, наоборот, чувства самоценности, которые являются результатом последовательности успехов или неудач.
Младший школьный возраст характеризуется появлением произвольного поведения — еще одним важным новообразованием данного возраста. Ребенок начинает проявлять независимость, может выбирать, как действовать в той или иной ситуации. Основой такого поведения являются моральные мотивы, которые формируются в младшем школьном возрасте.
В младшем школьном возрасте произвольными становятся восприятие, память, внимание. Восприятие в самом начале обучения недостаточно дифференцировано. При взгляде на объекты ребенок выделяет только самые яркие, «заметные» свойства, характерные для младшего школьного возраста и старшего дошкольного возраста. Для более точного анализа предмета учащимися учитель должен провести специальную работу, направленную на обучение учащихся наблюдению. Восприятие синтезируется только к концу начальной школы [5].
Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях: произвольность и осмысленность. Младшие школьники могут непроизвольно запоминать только тот образовательный материал, который вызывает их интерес, представлен в игровой форме, связан с яркими наглядными пособиями, изображениями, воспоминаниями и т.д. Но основное различие между младшими школьниками и детьми дошкольного возраста заключается в том, что у них появляется способность целенаправленно запоминать материал, который им не интересен.
В начальной школе ребенок начинает стремиться к совершенству, начинает осознавать свою уникальность и осознает себя как личность. Благоприятными особенностями мотивации младшего школьника являются общее позитивное отношение ребенка к процессу обучения, любопытство. Широкая доля интересов часто проявляется в высокой потребности младших школьников в творческих играх [31].
Мотивы первоклассников плохо понимаются, что выражается в неспособности младшего школьника назвать, что и почему ему нравится в конкретном академическом предмете. Мотивы слабо обобщены, то есть они обычно охватывают один или несколько академических предметов, которые объединены некоторыми внешними признаками.
Мотивы младшего школьника чаще всего ориентируются на знания в результате обучения, а не на методы учебной деятельности. Воля к преодолению трудностей в учебной деятельности иногда не формируется и к концу начальной школы. Все эти особенности говорят о поверхностном, в некоторых случаях недостаточном проявлении интереса к учебной деятельности. Если будем следовать общей динамике мотивов обучения с 1-го по 4-й класс, тогда можно определить следующую ситуацию [41].
В самом начале у детей младшего школьного возраста доминирует интерес к внешнему виду посещаемости школы, после чего интерес проявляется к первым результатам образовательной работы, и только после этого к учебному процессу, содержанию обучения и только позже к методам получения знаний.
Познавательные мотивы развиваются в соответствии со следующим планом: дети младшего школьного возраста от интереса к отдельным фактам переходят к интересам законов и принципов. В младшем школьном возрасте могут возникнуть мотивы самообразования, но они проявляются в самой простой форме, как интерес к дополнительным источникам знаний.
Социальные мотивы прогрессируют от общего недифференцированного понимания социальной значимости образования, с которым приходит первоклассник, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, пониманию смысла учебной деятельности «для себя», что делает социальные мотивы более эффективными, чаще всего реализуемыми в поведении. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте выражаются желанием ребенка получить похвалу, одобрение учителя [35].
Младший школьник в целом относится к учителю любезно и с уверенностью, хотя он расстроен тем, что получает плохие оценки. Интерес к образовательной деятельности обучающихся систематически увеличивается в 1-м и 2-м классах и заметно уменьшается в 3-4-м классах как среди учеников городских, так и сельских школ.
По мнению большинства ученых, снижение интереса связано с тем, что деятельность школьника является репродуктивной, подражательной. То есть обучающиеся начальной школы проявляют интерес к тем задачам, где есть возможность инициативы и независимости [28].
Основная цель учителей, работающих с младшим школьным возрастом, — формирование устойчивого образовательного и познавательного интереса не только к новым знаниям и образцам, но и к способам получения новых знаний. Целью работы по формированию мотивации учебной деятельности в этом возрасте является развитие устойчивого образовательного и познавательного интереса, который уже является неотъемлемым целым с необходимостью познания. Воспитание такого мотива необходимо для подготовки ученика к переходу на следующий этап обучения.
Таким образом, младший школьный возраст — это начало формирования мотивации для учебной деятельности, от которой во многом зависит будущее обучающегося в подростковом и старшем школьном возрасте. Начало обучения приводит к значительным изменениям в социальной ситуации развития ребенка. Ребенок становится «общественным» субъектом и начинает выполнять социально значимые обязанности, для реализации которых получает публичную оценку. Целью работы по формированию мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте является развитие стабильного образовательного и познавательного интереса, который уже является единым целым с необходимостью познания.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.