Самосознание. Осознание себя как личности формируется к концу дошкольного возраста. Соответственно в этот период можно вести речь о самооценке. Если в младшем дошкольном возрасте дети знают о себе, что они хорошие, то старший дошкольник может оценить действия других детей, сравнить с собой. Дошкольный возраст характеризуется половой идентификацией. Именно в этот период ребенок четко осознает себя мальчиком или девочкой и соблюдают необходимые стили поведения. Ребенок определяет отношение ко времени, четко определяет прошлое (когда я был маленьким) и будущее (когда я вырасту) [5].
8. Общение ребенка. У ребенка начинает активно проявляться устойчивость и избирательность в общении и взаимоотношениях со своими сверстниками в детском саду. Свои предпочтения в общении с теми или иными детьми, дети объясняют, как успешность этого ребенка в игре: «С ней интересно»; его положительными качествами: «Он хороший», «Он не дерется». Общение у детей в дошкольном возрасте становится наименее ситуативным.
Они начинают общаться на тему не только того, что происходит в данный момент, но и о том, где они были, что делали, что видели. Дети очень внимательны к рассказам собеседника и эмоционально сопереживают друг другу [9].
Такое общение и взаимоотношения между детьми возможно при интенсивном развитии речи, наличии произвольности в их действиях. Т.е. дети могут без посторонней помощи налаживать контакты друг с другом и организовывать совместную игру. В процессе игры со сверстниками для детей самым важным моментом становится совместное обсуждение правил предстоящей игры. Дети весьма часто любят предпринимать попытки контроля действия друг друга. Они указывают, как тому, или иному персонажу игры нужно говорить, действовать и вести себя. В тех случаях, когда возникают непонимание в процессе игры, дети пытаются объяснить партнерам по игре свои действия, или же критикуют их действия. Если ни то, ни другое не помогает, то сильнее критикуют действия партнера, ссылаясь, при этом, на правила игры. При всем этом, чаще всего согласование действий и распределение обязанностей всех участников игрового процесса, у детей происходит непосредственно по ходу игры. В данном возрасте дети вполне способны самостоятельно организовать игровое пространство, простроить сюжет игры, ее ход и распределить роли.
В дошкольном возрасте, не смотря на важность мнения сверстников, для ребенка самым важным и авторитетным остается взрослый. У ребенка не ослабевает интерес к общению со взрослым. Дети очень активно пытаются привлечь к себе внимание взрослого, вовлечь его в свой разговор, поделиться с ним своими переживаниями, впечатлениями, знаниями и суждениями. Лишь равноправное общение ребенка со взрослыми способствует повышению мнения ребенка о себе самом, помогает почувствовать ребенку свою важность и компетентность.
Разнообразное и содержательное общение детей и взрослых (деловое, познавательное, личностное) выступает самым важным условием полноценного развития ребенка [3].
Таким образом, можно отметить, что в дошкольном возрасте у детей есть новообразования, которые касаются следующих психических процессов и сфер развития: речь, память, восприятие, внимание, воображение, мышление, психологическая готовность ребенка к обучению, личность ребенка, межличностные отношения ребенка с окружающими. Для ребенка в этот период самым важным и авторитетным остается взрослый.
Формирование у дошкольников навыков самообслуживания в игровой деятельности
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.