Подытоживая, необходимо отметить, что далее в своей работе мы будем опираться на австрийского ученого В.Э. Франкла: «Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.» [15, с. 115]
Психолого-педагогические особенности работы с учащимися начальной школы в рамках процесса обучения
Образовательный процесс, построенный на основе традиционных подходов практически насильно формирует в ребенке типично стандартную личность. На этом фоне ярко выделяется исследовательская деятельность детей посредством внеклассной работы. Она является напрямую интерактивным методом педагогической деятельности, призывающим школьников активировать собственный интерес к поиску информации. В данном конкретном случае наилучшим приемом становится личностно-ориентированный подход педагога к организации и проведению внеклассных мероприятий.
Реализация личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании предполагает смену направления и качества деятельности учащихся, соответственно создает площадку для формирования здоровой личности, развития индивидуальных способностей и качеств человека. [6, c. 15-16]
Это говорит об особом внимании к психическому здоровью человека.
Таким образом, личностно – ориентированный подход предполагает ряд действий в воспитании, способствующих формированию личности ребенка:
1)жизнетворчество – подключение учащихся в решение существующих проблем реальной жизни, обучение технологиям самостоятельного стремления к изменению собственной жизни, создание среды жизни;
2)социализация – приобщение ребенка к жизни социума, его взросление, освоение различных способов и видов жизнедеятельности, а также выявление и усиленное развитие его духовных качеств и практических потребностей, способствование жизненному самоопределению;
3)культурная идентификация – восприятие собственных культурных особенностей и свойств личности, понимание принадлежности ребенка к определенной культуре и направление и поддержка в обретении черт человека культуры;
4)духовно-нравственное развитие личности – освоение и развитие понимания у ребенка общечеловеческих нормам нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), формирование способностей делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;
5)индивидуализация – формирование индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа каждого ребенка [17, c. 12].
Личностное развитие, становление личностного образа предполагает проектирование образа жизни ребенка в определенной социокультурной среде. Поэтому основная задача учителей — создание условий для развития ребенка и оказание ему помощи в самоопределении.
В этой ситуации выделяются важные, качественно новые задачи, направленные на создание государства, в котором взаимоотношения человеческого социума и природных сообществ будет находиться в состоянии баланса. Это предполагает необходимость формирования у людей, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, эстетических и этических качеств, среди которых большое значение имеет любовь к родному краю, Родине, ее природе.
В этой связи существенно изменилась роль образовательных организаций, в которых происходит процесс духовно-нравственного становления детей, подготовки их к самостоятельной жизни. [1]
Подпрограмма Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2025 годы» ориентируется в сторону повышения общественного статуса социального воспитания в НОО. На этом фоне происходит практически полное обновление его содержания и структуры. Основой становятся отечественные традиции и современный опыт.
С целью осознания детьми общечеловеческих ценностей в начальной школе введен предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который при максимальной загруженности современных учащихся начальной школы является своеобразной отдушиной: с одной стороны являясь предметом, обязательным для изучения (хотя здесь есть свобода выбора модуля) и посещения урока, с другой стороны — с безоценочным методом обучения.
Конечно, один урок в неделю не дает возможности в достаточной мере решить те воспитательные задачи, которые ставит этот предмет, но его неформальный характер, использование проектной деятельности, творческий подход и использование внеурочных занятий открывает новые горизонты для серьезной работы по воспитанию гражданкой идентичности, национального самоосознания и формированию этнической культуры.
На уроках создается ситуация успеха у каждого ученика, что создает определенную мотивацию для свободного живого общения, высказывания своего мнения и творческой атмосферы в классе. И здесь очень многое зависит от профессионализма педагога и его личной заинтересованности. Для создания такой атмосферы помогает организация уроков в форме диалогов и дискуссий, где личное участие каждого в общих размышлениях приносит понимание других людей через сочувствие герою обсуждаемой ситуации, и ребенок укореняется в открывшемся новом мироощущении, которое становится причиной для его нового взгляда, отношения и поведения.
Важно учитывать историко-культурное своеобразие региона нашей многоконфессиональной, полиэтнической и поликультурной страны. Когда учитель берется за один из модулей, нужно помнить, что этот предмет не является пропагандой вероучения, а носит культурологический компонент и воспитательный характер. Нельзя допускать, чтобы педагог, используя знания, соответствующие его вероисповеданию, скатывался к проповеди одной из конфессии, выделяя и превознося одну над другой.
На уроке нужно учить детей видеть мир в его целостности через сходство главных морально-этических и нравственных ценностей, заложенных во всех культурах, обращаясь не к букве, а духу. Через единство ценностей необходимо воспитывать единство людей веротерпимых, уважающих права и свободу живущих рядом, а через отличия пробуждать интерес к изучению нового о народах и культурах, населяющих нашу страну.
Таким образом, с точки зрения психолого-педагогических особенностей в работе с учащимися начальной сколы можно отметить эффективность социального воспитания школьника, которая может быть определена не столько обеспечением усвоения и воспроизводства ребенком таких важных аспектов, как культурные ценности и социальный опыт, сколько принятием готовности и подготовленности члена общества к жизни, которой будет главенствовать сознательная социальная активность и персональная, а также коллективная творческая деятельность.