Сегодня одной из наиболее актуальных проблем в работе учителей начальных классов становится проблема формирования толерантного поведения. Важность формирования толерантного поведения, как качество личности, необходимого современному ребенку для дальнейшей успешной адаптации к окружающему миру осознает большинство учителей. Исследователи отмечают, что у современного ребенка существует дефицит в осознании я таких понятий, как признание, принятие, понимание, адаптация, устойчивость, терпимость, допустимость.
Урок – это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений, понимания ценности и неповторимости каждого человека.
Как показывает изучение опыта работы учителей, большинство поднимают проблему формирования толерантного поведения младших школьников, но описанных работ по данной проблеме очень мало.
Наше внимание привлек опыт работы Пуховской Натальи Владимировны, учителя начальных классов школы города Санкт — Петербурга. С целью формирования толерантного поведения детей друг к другу, она использует на уроке такие средства и методы работы как:
–работа в диалоге (работа в паре, в группе). Именно на таких уроках младшие школьники учатся слушать друг друга, помогать, оценивать свою и чужую работу, отстаивать свое собственное мнение, не обижая при этом других, терпимо относиться к чужим ошибкам;
–естественные ситуации на уроке или создание их искусственно для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений (отношение к учению, труду, дружбе, поступкам, отметкам);
–знакомство детей с такими художественными произведениями, которые помогут выработать у детей чувство сопереживания, сострадания, сформировать определенные нравственные позиции;
–игровые технологии (содержание игр обращает внимание детей на нравственную сторону взаимоотношений);
–личный пример учителя в процессе общения как с детьми, так и со взрослыми.
С нашей точки зрения интересна и разнообразна тематика классных часов. Она направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям народа. Огромное значение имеют уроки истории города, а также пешие и автобусные экскурсии. Через них учащиеся учатся воспринимать в качестве одной из главных ценностей Малую родину – место, в котором они живут, его историю, особенности быта, традиции и черты характера его жителей, представителей разных национальностей.
Она подчеркивает, что большую помощь в воспитательной работе может оказать устное народное творчество – пословицы и поговорки, загадки, песни, былины, которые позволяют познакомить детей со славными подвигами богатырей – защитников земли и различных других народов.
Так же наше внимание привлек опыт работы Никитяевой Нины Николаевны, учителя начальных классов МБОУ «Болоховская СОШ №3». В её классе формирование толерантного поведения начинается с первого школьного дня в первом классе. Прежде всего, ребята должны познакомиться друг с другом, научиться обращаться друг к другу по имени. Первые недели учитель проводит игры, помогающие запомнить имена. Одной из традиций стало проведение перед началом уроков специального упражнения «Круг», которое позволяет ребятам больше узнать друг о друге.
Еще один интересный опыт работы учителя начальных классов Зои Владимировны Саловой включает систему классных часов и коллективно- творческих дел, которые она разработала на два года. Эти мероприятия воспитывают терпимость по отношению к разным людям, позволяют ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.
Учитывая возрастные особенности своих учеников, Зоя Владимировна в течение учебного года проводила коллективные дела, которые помогли каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, с которыми они знакомы уже не первый год, найти новых друзей. Поскольку для учащихся очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, учитель опирается на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекает родителей к делам класса.
Учитель проводит такие классные часы, как «Культура мира. Человек среди людей», «Стремись делать добро», «Мы — команда одного корабля», беседа «Знакомство с русской национальной культурой», ребята устраивают фольклорные праздники «Русские посиделки», «Масленица», готовят сообщения в форме познавательной экскурсии в заочный краеведческий музей на тему «История национального костюма». Совместно с родителями класса проводятся осенние игры и состязания, читательские конференции по сказкам народов мира, праздник «Я, ты, он, она — вместе дружная семья».
Педагог подчеркивает, что наряду с этическими беседами, формирующими нравственные ценности ребенка, с праздниками, походами, помогающими делать коллектив класса более дружным, необходимо проводить педагогические тренинги, которые показывают детям реальные пути выхода из конфликта. Поэтому учитель советует привлекать к работе и педагога.
Изучая опыт учителей начальных классов по проблеме формирования толерантного поведения к сверстникам в младшем школьном возрасте, можно сделать вывод, что в работе можно использовать классные часы на такие темы, как «Наши отношения», «Учимся договариваться», «Улыбка и смех приятны для всех», «Шесть шагов разрешения конфликта», «О правах и обязанностях ребенка», где ребята знакомятся с Конвенцией о правах ребенка и Уставом школы, а также педагогическую игру «Необитаемый остров», пресс – конференции с участием родителей на тему «Однажды в моем классе…», «От простых проступков до угроз», родительские собрания
«Я- с семьёй, она — со мной, и вместе мы со школой», «Детская шалость и нравственная ответственность», «Час общения» в форме познавательной игры. Они создают благоприятную среду для формирования толерантных ценностей. Дети находят в ней и личностный смысл. Необходимо осуществлять совместное планирование, организацию и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися. Создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей. Каждый учащийся может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело.
Таким образом, анализируя методическую литературу по проблеме формирования толерантного поведения младших школьников, посредством педагогических основ мы пришли к выводу, что статей, раскрывающих возможности этических занятий в формировании толерантного поведения к сверстникам, на наш взгляд, недостаточно. Это еще раз подтверждает актуальность обозначенной проблемы.
«Формирование толерантного поведения младших школьников »
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.