Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Формирование связной речи детей средней группы ДОО через театр.

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Появление конкретной речи определяется характером и задачами его общения с людьми, его окружающими. Модифицирование образа жизни ребенка, увеличение сложности познавательной деятельности, новые взаимоотношения с взрослыми, появление новых видов деятельности требуют, чтобы речь становилась более развернутой. По такому принципу и возникает речь контекстная.
Таким образом, к признакам связной речи относятся: ясность, точность, содержательность, логичность, правильность. В дошкольном возрасте речь объединена с непосредственным опытом детей, каждом возрасту присуще определенные комбинации развития связной речи.

1.2 Педагогические возможности театрализованных игр
Анализ методических пособий по теме нашего исследования показал, что в практике работы воспитателей и логопедов нашли широкое применение различные виды театрализованных игр. Методика проведения этих игр достаточно хорошо разработана.
А.О. Акулова делит театрализованные игры дошкольников на две основные группы: драматизации и режиссерские [17]. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной и невербальной выразительности [19, с. 115]. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. В традиционной педагогике театрализованная игра относится к разделу «творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений» [14, с. 77].
Литературные персонажи общаются между собой, и дошкольники могут анализировать это общение, повторять и закреплять его в театрализованной игре, тем самым приобретая необходимые умения диалогической и монологической речи.
Педагогические возможности театрализованных игр для речевого развития дошкольников очень широки. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром во всем его разнообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы, обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик героев собственных взысканий незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи его интонационный строй.
В театрализованной игре дети «знакомятся с чувствами, настроениями героев, учатся понимать их эмоциональные состояния, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, учатся сотрудничеству в совместной деятельности, объединенной общей целью – театрализованной игрой.
Педагогический потенциал театрализованных игр в формировании речи дошкольников, по мнению Е.В. Мигуновой, состоит в том, что в них у детей формируются «ценностные ориентации и формы саморегуляции поведения в различных социальных ситуациях общения, развивается способность соотносить собственные желания и потребности с потребностями других людей, формируются умения внимательно слушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, вести простой диалог с взрослыми и сверстниками» [11, с. 18].
Стоит отметить, формирование диалогической речи у дошкольников происходит на всех этапах театрализованной игры.
Таким образом, театрализованную игру можно отнести к играм, в которых дошкольники активно используют связную диалогическую речь на всех этапах (подготовительном, непосредственно при проведении игры, при анализе игры). Именно этот тип игр мотивирует каждого дошкольника на выбор диалога как языкового средства общения, способствует развитию диалогических умений, позволяет моделировать общение в различных речевых ситуациях. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться, не стесняясь [15, с. 27].
Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра: и музыка, и костюмы, и декорации, а главное, слово [10, с. 40]. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимают скованность, ускоряют процесс овладения навыками публичных выступлений.
Цель занятий с детьми театрализованной игрой – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радость творчества. Чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.