Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Формирование регулятивных УУД в исследовательской деятельности младших школьников

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Г.М. Бреслав указывает, что в данном возрасте ребенок представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальному воздействию. Он осознает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя. Самосознание младшего школьника развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностями ориентациями относительно окружающего мира и самого себя [9, с. 32].
Надо заметить, что одной из главных особенностей детей младшего школьного возраста, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Учащиеся этого возраста признают авторитет взрослого человека и почти беспрекословно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, ребенок в этом возрасте в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый. Это касается такого важного личностного образования как самооценка, закрепляющегося в данном возрасте. Самооценка прямо зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам. У младших школьников, как мы отмечали ранее, уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Младший школьный возраст является сенситивным для развития познавательных процессов, ведущий вид деятельности в котором является учебная деятельность. Младший школьник научается ставить перед собой что-то запомнить, выучить, установить некоторые смысловые связи между отдельными частями учебного материала. Появляется способность сосредоточиваться, произвольно направлять внимание. Появляется отчетливость установления связи между причиной и следствием явлений. Мышление становится более абстрактным, появляется способность к обобщению[9].
Учебная деятельность для младшего школьника становится способом познания выработанных человечеством знаний и умений. В таком процессе младший школьник изменяется, интенсивно развивается психически, развивает интеллектуальную, эмоционально-волевую сферы, навыки взаимодействия. Для ученика начальной школы характерным признаком является категоричность морального сознания: плохо и хорошо, зло и добро. Этот возраст является чувствительным к установкам взрослых, формам их предъявления [7].
Новообразованиями младшего возраста являются:
— интеллектуальная рефлексия;
— развитие творческих способностей;
— социальные роли личности, вступление в новый коллектив, расширение круга знакомств.
Подчеркнем, что развитие познавательных процессов проходит через учебную, трудовую и игровую деятельность. Младший школьник уверен в том, что индивид может оказывать влияние на общество. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился».
Для того, чтобы у младшего школьника проявлялась самостоятельность, самооценка и самоконтроль, нужно параллельное формирование рефлексии совершаемых действий [5].
Для него характерны уравновешенность позитивных и негативных самооценок, довольно быстрая их смена, преобладание исполнительности и подражание всем инициативам значимых взрослых. Оценка взрослыми способов организации учебной деятельности и поведения является существенным критерием и для самооценки младших школьников[8].
Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:
произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация;
формальное мышление;
рефлексия;
осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
На особенности развития и становления самосознания и личности в целом в младшем школьном возрасте влияют следующие факторы:
В системе «Я — сам»:
развитие рефлексии
оценка собственных действий и поведения, в виде самооценки;
способность к рациональному решению жизненных проблем.
В системе «Я — деятельность»:
появление простейших видов самоконтроля;
развивающаяся способность к овладению обобщенными способами предметно — практической деятельности;
потребность в достижении успеха в учебной деятельности.
В системе «Я — другой»:
значимость установок взрослых.
В системе «Я — культура»:
восприимчивость к этносу своей культуры.
Учет этих факторов в образовательном процессе предусматривает создание психолого-педагогических условий для становления нового уровня самосознания младших школьников. Особенностью нового уровня самосознания младшего школьника является появление представления о себе как «не о ребенке», приобретение чувства самостоятельности, которое совершенно отсутствовало в детстве, формирование позиции субъекта учения[10].
Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у школьников постепенно повышается критичность мышления, требовательность и строгость к себе. В первом классе обучающиеся связывают собственные неудачи с объективными обстоятельствами при достаточно высокой положительной оценке собственной учебной деятельности. Во втором и третьем классе дети относятся к себе более критично, оценке подвергаются не только успехи, но и неудачи в учении. У младших школьников наблюдается переход от конкретно-ситуативной самооценки к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то обучающиеся вторых и третьих классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность учителя. Впоследствии самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.
Рассмотрим действия учителя по формированию регулятивных УУД младшего школьника.
В предложенных Т.Ю. Андрющенко методических рекомендациях предлагается в образовательную структуру урока включать ситуации, способствующие актуализации самооценки младшего школьника. Детям предлагают проанализировать свою готовность к устному ответу или письменной работе; оценить насколько хорошо он знает определенный материал, что знает лучше и что не особенно хорошо, насколько успешно может справиться с заданием, почему так считает. После выполнения задания ученику предлагается оценить правильность выполнения работы, высказать свое мнение по этому поводу, объяснить свое мнение, определить что вызвало наибольшее затруднение, над чем надо еще работать [10].
Учителю в процессе оценивания учебной деятельности младшего школьника рекомендуется заменить отметки развернутыми словесными оценками педагога. По мнению А.И. Липкиной [20], Г.А.Цукерман [13], важным фактором оценки является совместное оценивание обучающегося и учителя. Оценка должна выставляться по критериям, которые определяются совместно на уроке. Обучение школьников самооценке происходит через развернутую и аргументированную учителем оценку достоинств и недостатков продуктов учебной деятельности.
Итак, мы выяснили, что самостоятельность младших школьников заключается в системе взаимоотношений между ребенком, обществом, окружающим миром. Таким образом, младший школьный возраст является благоприятным для развития произвольности познавательных процессов, самостоятельности, самоконтроля, рефлексии собственных действий.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.