Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Формирование пространственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Использование при обучении соответствующих наглядных моделей куба, пирамиды, призмы, цилиндра, шара в виде соответствующих предметов жизненного пространства или игрушек помогает ребенку перейти от реальных предметов к отвлеченным геометрическим фигурам. Ценность модели как дидактического средства состоит в том, что, воспроизводя форму геометрического объекта, она свободна от других свойств, которые для геометрии не является предметом изучения.
Вместе с тем, объемная геометрическая модель дает возможность манипулировать ею так же, как объектами реального мира. Наше наблюдение показывает, что, реально воспринимая мир трехмерным, в младшем школьном возрасте ученик чаще всего затрудняется графически передать это пространственное восприятие на плоскости.
Исследованиями И.С.Якиманской [10] и ряда других авторов установлено, что в этом возрасте он находится на ступени только возникающего у него чувства формы и линии. В рисунках детей в этом возрасте присутствуют элементы схемы, детского символизма, то есть ребенок в изображении передает наиболее существенные и постоянные, с его точки зрения, признаки предмета, достаточные, чтобы отличить данный предмет от любого другого. Графическое плоскостное изображение, выполненное им, следует рассматривать в связи с особенностью мысленных образов, свойственных этому возрасту.
Для устранения этой чисто технической трудности следует помочь ребенку предоставлением ему необходимых вспомогательных средств. Вторым этапом формирование пространственного представления является переход от пространственных форм реального мира к элементом двухмерного (плоского) пространства, освоение геометрии плоскости. На втором этапе также изучается геометрические соотношения и свойства плоских фигур.
Изучение геометрических свойств и соотношений в объемных фигурах учениками уже знакомы с геометрией плоскости предусматривает третий этап. Здесь происходит логическое упорядочение изучаемых свойств, уясняется возможность следования одного свойства из другого. Находясь на этом этапе развития пространственного интеллекта, ученики еще не владеют приемами формальной логики, они не способны самостоятельно устанавливать логические связи между геометрическими свойствами фигур и делают это с помощью учителя, они начинают понимать значение дедукции, которая в дальнейшем позволит им устанавливать свойства фигур более экономно и обще.
Четвертый этап, предусматривающий овладение учениками методами формальной логики и геометрической символикой, является для старшего младшего школьного возраста, как правило, наиболее трудным в освоении. Но без освоения этого этапа геометрия, идущая от изучения опыта и наблюдений, не будет представлять собой логическую систему
. Задача этого этапа – уметь группировать геометрические свойства по одинаковым признакам и превращать их в абстрактную сферу геометрических представлений о форме и свойствах предметов.
Пятый этап связан с практическим навыком использования геометрических знаний в повседневной жизни, для решения конкретных задач.
Психология человека всегда требует проявления его энергии во внешних действиях и, если накапливать знания без их проявления, то развитие ума всегда получит ненормальный перевес над развитием воли. Психология ребенка такова, что обнаруженная им у себя способность решения конкретной практической задачи, взятой из «реальной» жизни окрыляет его, резко повышает интерес к предмету, полученные им теоретические представления уже не кажутся ему бесполезными, получив практическое наполнение, они открывают ребенку дорогу к следующему этапу знаний. Результаты нашего исследования, что переход от одного этапа к другому необходимо осуществлять со значительными интервалами времени. Богданович [2] утверждает, что у младших школьников трехмерные ощущения более развиты, чем двухмерные.
Если начинать изучать геометрию сразу с плоских фигур и длительное время изучать их элементы, то накопленный детьми первоначальный жизненный опыт сначала утрачивается и вытесняется, а затем, при переходе к трехмерному пространству, возрождается на более сложной основе, но более медленно и со значительными психологическими трудностями. Преодолеть эту трудность можно, осуществляя в процессе изучения геометрии первоначальный переход от реального трехмерного пространства к геометрическому двухмерному и от него – снова к трехмерному, но уже не реальному, а геометрическому, в виде сменяющихся и взаимодополняющих друг друга циклов.
Весь современный опыт показывает, что, в этом случае, переход от одного цикла к другому сопровождается получением качественно нового восприятия пространства. Уже на начальном этапе формируется представление о том, что мячик, который легко перекатывается, имеет форму шара, а спичечный коробок – параллелепипед и он устойчиво стоит на месте. Ученик оказывается способным описать словесно форму и свойства шара и параллелепипеда, опираясь на непосредственное восприятие их моделей.
В дальнейшем ученик оказывается способным передать геометрическую фигуру на бумаге или геометрической «доске», отобразив свое представление о ее форме, графическом расположении и количестве составляющих элементов, опираясь на модели этих фигур. И только после этого, ученик уже оказывается способным оперировать представлениями о пространственных телах, изготовляя их модели из бумаги, пластика, пластилина, причем делает это самостоятельно на основе только своих представлений, без опоры на пассивную наглядность.
С особенной легкостью воспитание чувств осуществляется в возрасте от 5-ти лет, и задача учителя- развить в этом возрасте интерес и фантазию ученика, правильно направить их в русло формирования пространственного воображения.
Для ребенка 6-7-ти лет наиболее естественна не созерцательная деятельность, а действие, причем личное. Выражение: «Я сам!», которое мы так часто слышим от детей, важно использовать, предоставив ребенку при его обучении на стационарный объект, а его движение, преобразование, видоизменение – трудная, но плодотворная задача современного учителя. Обостренно — чувственное и эмоциональное восприятие предметов окружающего мира ребенка, его действенная энергия, открытость и чистота, в которых присутствует активное, ярко выраженное желание познавать, создают тот благоприятный фон, когда ученик впитывает информацию. Процесс успешного формирования пространственных представления носит в это время наиболее благоприятный характер.
Решение этой задачи на других этапах школьного образования и в другом возрасте может быть осложнено и благоприятный момент будет упущен. Вместе с тем, педагогические и методические ошибки, допущенные учителем, для учеников этого возраста особенно ощутимы и создают неблагоприятный фон для их последующей учебной деятельности.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.