В процессе занятий в оркестре у его участников активно развиваются музыкальные способности, а также вырабатываются ценностные ориентации. Задача музыкальной педагогики заключается и в том, чтобы формировать у участников музыкального коллектива понимание функций искусства, помочь понять его место в жизни людей и в культуре вообще. Характерно, что в музыкальную педагогику входит и в определённый этический момент, а именно – воспитание в учащихся тактичного отношения как к остальным участникам коллектива, так и к самому себе «как к деятелю музыкальной культуры».
Как указывает Ю. Н. Бычков, в само понятие музыкальной педагогики входит два аспекта. Первый – непосредственная практическая деятельность, направленная на музыкальное обучение и воспитание. Второй означает, что музыкальная педагогика является наукой, которая изучает указанный вид деятельности и при этом осмысливает и обобщает опыт, накопленный за всё время её существования. Перед руководителем музыкального коллектива стоят определённые задачи, которые необходимо выполнить в процессе существования музыкального коллектива.
В первую очередь это, конечно, развитие музыкальных способностей участников оркестра. За этим следует формирование знаний о художественно-исполнительских возможностях инструмента.
Важнейшими в этом деле являются и следующие задачи: формирование навыков чтения с листа, совместной игры, навыки самостоятельной работы над несложными музыкальными произведениями; расширение музыкального кругозора, развитие художественного вкуса; формирование умения выступать в качестве солиста и в составе оркестра; умение использовать полученные знания в практической деятельности: исполнительской, творческой, культурно-просветительской.
Очевидно, что музыкальная педагогическая деятельность являет собой гармоничное единение воспитания и обучения. Музыкальное воспитание предполагает прежде всего формирование музыкального эстетического чувства. Ю. Н. Бычков отмечает ещё и такие важные аспекты как развитие воображения и художественного мышления, а также вкуса, который будет служить своеобразным ориентиром в области музыки и формировать способы эстетической оценки музыки. Нельзя не сказать и о вырабатывании музыкального слуха, который выполняет функции своеобразного инструмента, позволяющего учащемуся проникнуть в «материально-звуковую ткань музыки и постигнуть её структуры».
Педагогическое мастерство — явление сложное и двуединое. С одной стороны, оно отражает умение педагога-руководителя видеть и анализировать новое, непредвиденное в реальной педагогической действительности. С другой стороны — управлять механизмами непредсказуемости и переводить их в предсказуемые сферы. В своём содержании мастерство сравнимо с высоким искусством. Вероятно, поэтому достигшего мастерства в своем деле педагога часто сравнивают с художником-творцом, а создаваемое им занятие — с педагогическим произведением искусства. И как в любом искусстве настоящий художник, по выражению Б. В. Асафьева, «бросает очень хорошее, ища лучшее», так и педагог-художник всегда готов изменить продуманный до мелочей урок, если того потребуют соавторы урока – дети».
При создании музыкального коллектива (ансамбля, оркестра) прежде всего, возникает проблема организации различных по таланту, темпераменту, воспитанию, характеру учащихся в единый организм. У каждого из участников коллектива необходимо пробудить желание совместно создавать единый коллектив, что требует от них самоограничения, самопожертвования, самоотдачи.
В процессе коллективного музицирования у партнёров традиционно возникают межличностные отношения, которые образуются по принципу предметно определенных функционально-ролевых взаимодействий, однако со временем они приобретают относительно самостоятельный характер.
Основой активного отношения участников оркестра к музыкальному искусству является педагогическое воздействие дирижёра, которое направляется на пробуждение и развитие музыкальных способностей, самостоятельности учащихся, их инициативного отношения к исполнению музыкальных произведений, стимулирование и обеспечение участия последних в музыкально-исполнительской деятельности коллектива.
Исходя из этого, предлагается применять педагогический метод моделирования типовых репетиционных ситуаций, а именно, самостоятельное: «ознакомление коллектива с новым произведением, проведение репетиций на начальном этапе разучивания музыкального опуса и генеральной репетиции, где руководитель ансамбля присутствует в роли наблюдателя и координатора с последующим обсуждением ситуаций моделирования».
Итак, педагогической целью дирижёра – как руководителя музыкального коллектива – является процесс осознания оркестрантами музыкального искусства как вида творческой деятельности, творческое самовыражение каждого, развитие музыкального вкуса, духовной культуры и любви к музыке.
Формирование профессиональных качеств дирижера в репетиционном процессе
- Ирина Корнилова
- Музыка
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Ирина Корнилова
Более 15 лет назад окончила ВГСПУ, факультет художественного образования. Опыт работы преподавателем – 13 лет, за это время написала 10 научных статей и 1 диссертацию. В компании «Диплом777» работаю с 2018 года. Я помогаю студентам в написании рефератов, эссе, контрольных и курсовых работ. часто даю ответы на экзаменационные вопросы.