Формирование познавательных учебных действий в курсе технологии осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и предметно — практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач.
Таким образом, формирование у младших школьников познавательных универсальных учебных действий как одно из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования должно реализовываться средствами всех учебных предметов, в том числе технологией.
1.2.Педагогические условия и средства формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
При проектировании и проведении урока, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий, учитель может использовать различные методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности обучающихся, различные педагогические технологии. Это может быть постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации, проектная деятельность, уроки взаимообучения, дидактические игры, средства ИКТ.
Кроме того, эффективное стимулирование познавательной деятельности обучающихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.
Денисова Т.А. пишет, что для развития познавательных умений на каждом уроке необходимо прежде всего вовлечь каждого ученика в работу, обеспечить заинтересованность в изучении нового. Сочетание различных видов познавательной деятельности может быть достигнуто в результате организации исследовательских и проектных работ школьников. При этом речь идёт не о глобальных исследовательских работах по технологии, а об исследованиях, проводимых на каждом уроке, при изучении каждой новой темы. Для этого можно использовать проблемные задачи, диалоги или работу с текстом.
В итоге формируются следующие умения:
— видеть проблемы, выдвигать гипотезы;
— ставить вопросы, давать определения понятиям;
— высказывать суждения и делать умозаключения;
— классифицировать и наблюдать.
Учитель должен добиться того, чтобы каждый ребёнок умел пользоваться учебной литературой самостоятельно. Таким образом, повышается мотивация к учению, стимулируется познавательный интерес и возрастает результативность самостоятельной работы.
Если проводится урок изучения новой темы, не нужно зачитывать материал из учебника хором или поручать чтение кому-то одному – это должен делать каждый самостоятельно про себя на уроке либо дома, чтобы научиться выделять из большого объёма информации то необходимое, что может понадобиться для дальнейшего закрепления материала. Если проводится урок закрепления пройденного материала, можно предложить каждому ученику самостоятельно выбрать список заданий, по которым он будет работать. Например, можно проводить урок в форме самостоятельной деятельности на уроке, для чего необходимо составить список заданий по пройденной теме на трёх уровнях сложности. Уровень своей самостоятельной работы обучающиеся могут выбрать сами или при помощи учителя, если они в этом нуждаются.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что наиболее удачными для формирования познавательных универсальных учебных действий рассматривается проблемная технология (проблемно — диалогическую) и проектная технология. Объединяет эти технологии то, что они основываются на самостоятельном выполнении работ учениками, что и влечет собственно формирование познавательных универсальных учебных действий.
Таким образом, формирование познавательных универсальных учебных действий будет проходить успешно, если давать обучающимся работать самостоятельно. Одна из форм проявления самостоятельности в учении — это самостоятельная работа младших школьников.