Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Формирование нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста через игры с правилами

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Необходимо, чтобы сама личность желала быть высоконравственной, чтобы она придерживалась моральных норм и правил в пользу индивидуального внутреннего желания и абсолютного осознания их надобности. В дальнейшем, нравственные предположения, сведения и высказывания дошкольника постигаются в сопоставлении с моральным поведением.
Таким образом, именно нравственные отношения и формы нравственного поведения определяют моральное содержание личности, конкретный этап его индивидуальной нравственной культуры.
В своих работах педагог нашего времени И.Н. Курочкина пишет: «Нравственное воспитание в известной степени объединяется с социализацией личности дошкольника, а механизм формирования нравственных качеств включает в себя: знания; представления о морали; мотивацию поведения; отношения со взрослыми и сверстниками; эмоциональные переживания, поступки, поведение» [12].
Важно отметить, что все компоненты данного механизма незаменимы и обязательны. Кроме того, при формировании и воспитании данных качеств у детей должна соблюдаться определенная последовательность – алгоритм, который уникален для каждого возраста подрастающего ребенка.
Следует помнить о том, что основным механизмом, который диктует и определяет характер нравственного развития ребенка в дошкольном возрасте, является воспитательная система, по правилам которой оно реализуется.
Нравственное воспитание в дошкольном возрасте реализуется через систему методов и средств, однако основным источником нравственного воспитания и становления гармоничной личности ребенка является его семья.
Вспомогательным механизмом для реализации нравственного воспитания дошкольников являются детские сады, ролью которых является коррекция ошибок воспитания ребенка в семье [10]. Задача педагога – создание условий, в которых дети могли бы отрабатывать и воспитывать гуманное отношение друг к другу, взрослым, окружающему миру. Эти условия должны строиться по модели «переживание-действие». Дети учатся выражать положительные чувства вербально: («Как ты будешь поздравлять Машу с ее Днем рождения? Что ты ей хорошего скажешь?»).
А.С. Макаренко в своих работах отмечал, что пример педагога, безусловно, – «одно из главных условий воспитания гуманизма у ребенка, развития социальных эмоций и нравственных чувств. Хороший педагог должен уметь увлечь детей примером собственных переживаний, заразить чувствами. Если он не может этого сделать, он является плохим педагогом» [15].
Н.А. Ветлугина дает следующие советы педагогам: «Работая над поддержанием положительного эмоционального состояния ребенка, педагог должен быть терпеливым, иметь выдержку. Упреки и наказания, если у ребенка не получается что-то так, как видит это педагог, запрещены. Педагог должен предоставлять детям пяти – семи лет как можно больше самостоятельности в рамках выполнения ребенком поручений, в игровой деятельности, установлении взаимоотношений с другими детьми» [7].
Взаимосвязь ребенка дошкольного возраста со сверстниками является предпосылкой полноценного развития ребенка старшего дошкольного возраста. Это наиболее заметно в совместной деятельности, в игре, в труде и в общении. Наряду с игровой и трудовой деятельностью, главную ступень в моральном и нравственном воспитании дошкольников занимает познавательно-исследовательская деятельность. В ходе непрерывной образовательной деятельности дошкольники осваивают правила поведения, у них развиваются целеустремленность, ответственность, отзывчивость, добродушие, сочувственность и т.п.
Л.Ф. Островская отмечает, что подготовка детей к обучению в школе не должна быть основана только на обучении чтению, счету, письму. Не менее важна нравственная подготовка: воспитание чувства ответственности, уважения к окружающим ребенка людям, гуманности, мужества, развитие сознательного отношения к труду. Огромное влияние на воспитание чувств ребенка так же оказывает искусство [6].
Такие ученые как Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях обозначают так же положительное воздействие игровой деятельности детей на формирование нравственности дошкольников. Задачей нравственного воспитания является сформированность человеческих моральных ценностей, образование их внутренних стимулов развития развивающегося индивидуума. Наиболее важное место в нравственном формировании человека заключается в ее индивидуальном отношении к исполняемым действиям и поступкам, к употреблению конкретных моральных правил в обществе.
Как уже было сказано, основными источниками нравственных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники.
Н.А. Ветлугина отмечает, что особая роль в развитии личности дошкольника принадлежит общению. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, мы можем многое понять о его становлении как личности. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Доверие взрослых, их постоянная забота и поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями [7].
Поэтому так важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Взрослые же – внимательный педагог, родители, легко определят эмоциональное состояние ребенка по его мимике, интонациям, двигательным реакциям, репликам. Положительные состояния дошкольника – бодрость, радость, веселое оживление, чувство защищенности, уверенности в своих силах – чрезвычайно благотворно сказываются на жизнедеятельности организма ребенка и его личностного развития.
Развитие чувств детей дошкольного возраста преимущественно происходит в рамках ведущей деятельности дошкольного периода – игры. На это обращали внимание множество исследователей. В частности, Д.Б. Эльконин отмечает большое значение ориентации на нормы отношений между людьми, формирующейся в игре. Построение сюжетов и действий во время игровой деятельности помогает объяснить ребенку всевозможные нормы поведения и общения, как со взрослыми, так и с детьми. Участие в коллективных играх учит ребенка следовать логике сюжета, общению с другими детьми, организовывать свое поведение. Ребенок начинает ответственно относиться к своим действиям [20].
В дошкольном возрасте одними из первых, детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.